МОСКВА, 10 фев - РАПСИ. Верховный суд (ВС) РФ не пересмотрит судебные акты о взыскании по иску дочерней структуры РЖД — АО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК) с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ 143,5 миллиона рублей убытков за перевозку в 2013 году учащихся общеобразовательных учреждений, говорится в материалах суда.

ВС отказал Минфину РФ в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по экономическим спорам. Арбитражный суд Москвы 29 января 2016 года удовлетворил требование компании, апелляционная и кассационные инстанции оставили в силе решение первой инстанции.

Как следует из материалов дела, в 2013 году на основании публичного договора перевозки ФПК осуществляла перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет с предоставлением льготы по оплате проезда в размере 50% от установленного тарифа. Так согласно отчетам, принятым Росжелдором, потери в доходах ФПК в связи с предоставлением 50 процентной скидки составили 1,351 миллиарда рублей. На основании договора в 2013 году компании были предоставлены субсидии на компенсацию потерь в доходах в размере 1,207 миллиарда рублей. Компенсация потерь в доходах в полном объеме за 2013 год не была произведена, в связи с чем и был подан иск в суд.

ФПК и ее филиалы в разных регионах не первый год подают иски к Минфину РФ по поводу своих выпадающих доходов из-за перевозки различных категорий льготников. Самый крупный иск ФПК подала в столичный арбитраж в августе 2013 года. Компания требовала компенсировать ей убытки за 2011 год, возникшие от пассажироперевозок в плацкартных и общих вагонах дальнего следования по регулируемым тарифам, установленных государством.

ФПК заявила в суде, что регулируемые тарифы установлены ниже экономически обоснованного уровня, из-за чего ее потери в доходах превысили 38 миллиардов рублей. При этом, в соответствии с договором между ФПК и Росжелдором, компании было возмещено более 29 миллиардов рублей. ФПК требовала возместить оставшуюся часть потерь — около 8,97 миллиарда рублей.

Арбитраж Москвы согласился с доводами истца о том, что государство обязано возмещать перевозчику 100% потерь, возникших из-за предоставленных им льгот и преимуществ по провозной плате, и в 2014 году удовлетворил иск.

Однако вышестоящие инстанции это решение отменили. Так, арбитражный суд Московского округа указал, что установление государством предельных цен является методом регулирования деятельности естественных монополий, а не предоставлением льгот и преимуществ каким-либо категориям потребителей. Соответственно, субсидии перевозчику на компенсацию потерь, возникающих в результате госрегулирования тарифов, предоставляются в качестве экономической поддержки государства, а не являются компенсацией убытков от предоставления льгот, отметил окружной суд. Верховный суд РФ в феврале 2015 года поддержал эту позицию.