Требующим особого внимания аспектом геноцида советского народа являются преступления, совершенные на основании идеологической ненависти, в том числе по признаку религиозной принадлежности. РАПСИ обращается к документальным свидетельствам, которые раскрывают истинное отношение нацистского руководства к православным и очерчивают масштаб жертв среди последователей Русской Церкви на территории СССР.  


Геноцид на оккупированных нацистскими войсками территориях СССР шел не только на основании чисто национальных, биологических признаков. Преступные действия также были ориентированы на уничтожение социокультурной среды «унтерменшей», ведь она по определению представлялась идеологам Третьего рейха противоречащей их идеалам совершенного арийского общества. 

РАПСИ уже публиковало материалы, где такая форма геноцида раскрывалась через понятие «стратоцид», когда жертвы массовых убийств выбирались не по этнической принадлежности, а по политическим убеждениям. Но геноцид советского народа велся также и по религиозному признаку, которому была посвящена отдельная линия политики нацистской Германии на захваченных землях.

В первые годы войны нацистское правительство вело стратегию заигрывания с Русской Православной Церковью. Изначально планировалось ее использовать в качестве средства манипуляции местным населением. Нацисты позиционировали себя как носителей противоположной сталинскому режиму идеологии. 

Третий рейх планировал максимальную эксплуатацию хозяйственных и человеческих ресурсов оккупированных территорий, поэтому важную роль играла пропагандистская деятельность, в том числя использование религиозных чувств верующих. Имитация лояльного отношения к религии должна была вызвать доверительное отношение советских людей, которые прежде вынуждены были скрывать свою приверженность православию перед лицом режима большевиков.

Однако, если обратиться к документальным источникам военного времени, становится очевидно, что правящая нацистская верхушка никогда не рассматривала вариант поощрения христианства. Русская церковь согласно изданной Главным управлением имперской безопасности (РСХА) секретной директиве от 31 октября 1941 г. признавалась пронизанной еврейскими догматами и потому должна была быть упразднена. 

Гитлер лично отдавал приказы касательно того, какой позиции следует придерживаться местным органам управления на оккупированных землях: это должен был быть полный нейтралитет относительно православной церкви. Однако такое невмешательство действительно контрастировало с резко негативным отношением к религии большевиков, особенно жестко проявившимся в 1930-е годы. 

По этой причине в годы оккупации можно было наблюдать восстановление храмов, монастырей и возобновление проведения богослужений на подчиненных нацистам территориях. Тем не менее сохранился «оперативный приказ №10» от 16 августа 1941 г., где однозначно выражена позиция Гитлера относительно положения Православной церкви. 


«О воссоздании прежней Патриаршей Русской Церкви не может быть и речи. Особо следует следить за тем, чтобы не состоялось, прежде всего, никакого оформленного организационного слияния находящихся в стадии формирования церковных православных кругов. Расщепление на отдельные церковные группы, напротив, желательно. Равным образом не надо препятствовать развитию сектантства на советско-русском пространстве».


Безусловно, нацисты не были заинтересованы в том, чтобы религия сплотила советское население и поддерживала его дух. Напротив, была выбрана стратегия дробления и обособления церковных общин, размывания чистоты совершения религиозного культа, а также поддержания конфликта между приходами прифронтовой зоны и Московской патриархии. 

Одним из замыслов было постепенное преобразование христианских ритуалов в наполненное религиозным пафосом преклонение перед Гитлером. Свастика должна была подменить собой распятие, а молитвы должны были прославлять фюрера и «великую войну с III интернационалом».  

Кроме того, в мае 1942 года К. Розенфельд, который стоял во главе подразделения разрабатывавшего религиозную концепцию Третьего рейха, выслал рейхкомиссарам особое предписание. Одним из ключевых моментов было определение и разделение религиозных общин по национальному и территориальному признаку. Это позволило зафиксировать все очаги тлетворной в представлениях нацистов религиозности, чтобы в дальнейшем предать их уничтожению. 

Традиционно линию отношения нацистской Германии к Русской Православной Церкви принято делить на два этапа: 1933 – весна 1941 гг. и лето 1941 – весна 1945 гг., — в течение которых наблюдались изменения в позиции ведомств и принимаемых ими мер. 

Однако документально засвидетельствованы слова Гитлера: «Что одна вера, что другая все равно… Ничто не удержит меня от того, чтобы искоренить христианство в Германии вплоть до мельчайших корешков». После зачистки религиозных институтов в Германии, такая же судьба должна была постигнуть и институт Церкви на оккупированных территориях. 

Надо отметить, что и прежде части СС показывали свое истинное лицо. Так, в Старом селе Ровенской области был заживо сожжен отец Николай Пыжевич и зверски убиты 500 прихожан, настоятеля церкви Покрова Богоматери в селе Хворосно Логишинского района Пинской области сожгли вместе с 300 прихожанами прямо во время службы. И таких точечных случаев военных преступлений против православных в годы оккупации на сегодняшний день зафиксировано достаточно.  

В полной мере отношение нацистов к православным проявилось, как только советская армия перешла в наступление. В этот момент центры религиозной жизни населения уже не имели никакой практической ценности для нацистов. Во время отступления немцев наступил этап тотальной ликвидации института Церкви, духовенства и верующих. 

Священнослужителей депортировали и убивали. Уже было отброшено всякое стеснение, и храмы массово уничтожались, осквернялись и разграблялись, из них уносили святыни и даже колокола. Местные жители пытались укрываться под сводами церквей, что только упрощало задачу вермахта. Одним ударом нацистским войскам удавалось уничтожить и сами строения, и находившихся там православных, основную массу которых составляли женщины, дети и старики. 

Во время обстрела Троицкой церкви в Старом Петергофе погибло более 2000 человек, в стенах уничтоженной Лазаревской церкви скрывалось также около 2000 прихожан, число погибших в Серафимской церкви насчитывало около 1000 жертв. На сегодняшний день известно об уничтожении 44 храмов в Ленинградской и около 50 в Московской областях, и везде можно обнаружить погибших.

Следует заключить, что нацистское верховное руководство изначально испытывало ненависть к Православной Церкви и ее последователям и планировало ее полное изгнание с захваченных территорий. Эта установка являлась частью политики геноцида советского народа и становилась мотивом для совершения военных преступлений, влекущих за собой множественные жертвы среди мирного населения.