Ради увековечивания памяти мирного населения Советского Союза, подвергшегося изгнанию и истреблению в годы Великой Отечественной войны, РАПСИ изучило архивные материалы*, свидетельствующие о геноциде граждан СССР.


Вечернее заседание 10 декабря

Нюрнберг, 10 декабря. (ТАСС). Сегодня на вечернем заседании Трибунала впервые появился обвиняемый Кальтенбруннер, который до сих пор не присутствовал на судебных заседаниях ввиду кровоизлияния в мозг. Председатель Трибунала лорд Лоуренс, сообщив о том, что Кальтенбруннер явился сегодня на заседание Трибунала, заявил, что, согласно уставу Трибунала, обвиняемый Кальтенбруннер должен ответить на вопрос, признает ли он себя виновным. Кальтенбруннер отвечает, что он считает себя невиновным. Кальтенбруннер садится между Кейтелем и Розенбергом на первой скамье подсудимых. 

Затем председатель Трибунала предоставляет слово представителю американского обвинения Олдермену, который продолжает приводить документальные доказательства, относящиеся к нападению Германии на СССР. Олдермен цитирует меморандум генерала Томаса от 20 нюня 1941 года, в котором последний излагает новую точку зрения Гитлера по вопросу об экономическом положении Германии. Генерал Томас пишет: 

«Нижеследующее является новой точкой зрения фюрера, которую мне разъяснил министр Тодт и которую позднее подтвердил фельдмаршал Кейтель. Ход войны показал, что мы зашли слишком далеко в наших стремлениях к автаркии. Невозможно пытаться произвести синтетическим путем или каким-либо другим способом всякую вещь, которой нам не хватает. Например, невозможно развить производство горючего в такой степени, чтобы мы полностью стали независимыми в этой области. Все эти устремления к автаркии требуют такого огромного применения рабочей силы, что мы просто не в состоянии изыскать ее. Необходимо найти другой путь. То, чего не имеют, но в чем нуждаются, обычно завоевывают. Целью должно стать обеспечение за собой всех территорий, которые имеют специальное значение для военной экономики. Уже в то время, когда был выработан четырехлетний план, я заявил совершенно ясно, что полная автаркия для нас невозможна, поскольку потребность в рабочей силе является чрезмерно большой». 

«Таким образом, — заявляет Олдермен, — цели германской агрессии против Советского Союза были совершенно ясны. На этом я заканчиваю приведение доказательств преднамеренности германской агрессии против СССР. Другие представителя обвинения покажут, как немецкие фашисты вели войну в этой стране. Никогда еще в истории всех времен не было такого примера, чтобы неспровоцированная агрессия сопровождалась такими варварскими методами ведения войны. Страдания, перенесенные советским народом, безграничны. Наказание этих подсудимых должно соответствовать тяжести их вины».

Утреннее заседание 11 декабря

Нюрнберг, 11 декабря. (ТАСС). После открытия утреннего заседания Трибунала представитель обвинения заявляет, что обвинители намерены предъявить сегодня в качестве доказательства документальные фильмы, заснятые официальными гитлеровскими фотографами. Весь этот кинодокумент называется «Нацистский план». Он распадается на четыре части. Первая часть посвящена подъему гитлеровской партии и охватывает период 1921 - 1933 гг. Вторая часть показывает полный захват гитлеровцами власти над Германией (1933 - 1935 гг.). Третья часть посвящена подготовке к агрессивным войнам (1936 - 1939 гг.). Четвертая часть показывает агрессивные войны (1939 - 1944 гг.). 

Первые фашистские парады 

Документальный фильм открывается показом подсудимого Розенберга, который рассказывает о первых шагах гитлеровской партии и ее деятельности в период от 1921 до 1929 г. Его рассказ иллюстрируется сценами из кинохроники. Перед глазами зрителя проходят первые фашистские парады, весьма похожие на сборища пьяных оборванцев, жалкая капитуляция фашистов перед полицейской палкой после знаменитого пивного путча и первый съезд гитлеровской партии в Нюрнберге, на котором широким планом поданы подсудимые Гесс, Штрейхер, Ширах и Геринг. Этот «исторический обзор» заканчивается вторым появлением Розенберга, произносящего несколько фраз о приходе Гитлера к власти. 

Затем снова показывается факельное шествие гитлеровцев по улицам Берлина, прибытие Гитлера в имперскую канцелярию и его появление вместе с Гинденбургом в окне канцелярии. Другие кадры показывают господство гитлеровцев после их прихода к власти. День выборов в рейхстаг в Баварии и в Берлине, зафиксированный на пленку, более напоминает картину города, захваченного противником, нежели свободные выборы: улицы патрулируются вооруженными фашистами, у домов профсоюзов и помещений политических партий выставлены отряды вооруженных штурмовиков с ручными я станковыми пулеметами. 

Гитлер заявляет, что Германия намерена приостановить свое «разоружение»

Вторая часть фильма начинается показом антисемитских погромов и бойкота, организованных гитлеровцами. Фашисты пикетируют еврейские лавчонки, не пропуская в них покупателей, рисуют на дверях и окнах еврейских магазинов огромные плакаты с изображением черепа и скрещенных костей, встречают и провожают руганью людей, которые все-таки осмеливаются заглянуть в эти магазины. Следующая сцена изображает этих погромщиков ночью при освещении факелов. Они жгут книги «неарийских писателей» и танцуют вокруг огромных костров. Бесноватый Геббельс произносит речь, призывая немецкую молодежь не останавливаться ни перед чем для достижения цели, указанной гитлеровцами. Толпа поет: «Немцы, к оружию!» 

В другой картине немцы уже получают это оружие. Члены гитлеровского правительства, включая подсудимых Геринга, Папена и Нейрата, «благословляют» новый колоссальный самолет. В последующих сценах показывается, как немцы все больше и больше обзаводятся оружием. Под аплодисменты членов «рейхстага» Гитлер заявляет, что Германия намерена приостановить свое «разоружение». 

На экране появляются не только оружие, но и будущие солдаты. Перед зрителем маршируют солдатским шагом тысячи молодых немцев. Вместо ружей на их плечах пока еще сверкают лопаты. Но они производят с этими лопатами такие упражнения, которые показывают, что они умеют обращаться и с винтовками. Вторая часть документа заканчивается демонстрацией шестого съезда гитлеровской партии в Нюрнберге. Перед зрителем проходят не только фашистские политические громилы, вроде Гитлера, Гесса, Штрейхера и Бормана, но и представители военной касты — Редер и другие представители генералитета. На улицах Нюрнберга вслед за штурмовиками и охранниками, возглавляемыми Гиммлером, маршируют солдаты рейхсвера, во главе которых прусским шагом идут генералы. На экране — бесконечные митинги, крикливые речи, барабанный бой и маршировка. Хорошо вымуштрованное стадо гитлеровцев дружно орет «хайль», вскидывает руки и марширует.

Подготовка к агрессивным войнам

В третьей части документа, посвященной подготовке к агрессивным войнам, показано, какими средствами гитлеровцы обрабатывали немецкое общественное мнение. Подсудимый Ширах играл ведущую роль в деле подготовки будущего пушечного мяса. Перед зрителем проходят сцены многочисленных сборищ и манифестаций фашистской молодежи, шагающей военным строем, выкрикивающей военные лозунги и призывающей к захватам чужих территорий. Ширах требует от молодежи действовать так, как учит Гитлер в библии гитлеровцев «Мейн кампф». Тысячи молодых гитлеровцев отвечают ему песней: «Сегодня нам принадлежит Германия, а завтра — весь мир». Для захвата этого мира гитлеровцы начинают бешено вооружаться. На экране появляются эскадрильи самолетов, танки, военные корабли. А вот и сам «фюрер». Он инспектирует отряды гитлеровской молодежи, занимающейся военной тренировкой. Показано, как Гитлер произносит речь о введении всеобщей воинской повинности. 

На экране снова очередной съезд гитлеровской партии в Нюрнберге. Гитлер требует присоединения к Германии литовского города Мемель. За ним поднимается жирный Геринг, который оглашает антиеврейские законы. Гесс, Нейрат, Фрик и другие бешено аплодируют в знак одобрения. 

Экран снова переносит зрителей на огромное поле парадов около Нюрнберга, где Гитлер и подсудимый Ширах инспектируют многие тысячи молодых гитлеровцев. Съезд, как обычно, завершается парадом, которому на этот раз предшествуют маневры германской армии с танками, самолетами, артиллерией и т. д. 

Перед глазами зрителей появляется первый гитлеровский союзник из-за рубежа — это премьер Венгрии Гембеш. Он ведет дружескую беседу с Шахтом. Подготовка к агрессии завершается первым агрессивным актом — отряды рейхсвера оккупируют Рейнскую демилитаризованную зону. 

В следующей сцене перед зрителями появляются Нейрат, Фрик, Гесс, которые горячо одобряют гитлеровскую внешнюю политику. За этим следуют очередной съезд гитлеровской партии с неизменными речами, барабанным боем, маршировкой и маневрами, очередная речь Гитлера о немецких вооружениях и первый акт агрессии — вступление немецких войск в Австрию, причем Гитлер появляется в Вене в сопровождении подсудимого Кейтеля. 

Муссолини, Чемберлен, Даладье и Гитлер

На экране — заседание рейхстага. Гитлер докладывает о захвате Австрии. Фрик, Функ, Заукель, Риббентроп, Гесс и Зейсс-Инкварт одобрительно аплодируют. Затем следует новый кадр: речь Гитлера в Спортпаласе. Он требует присоединить судетские земли Чехословакии к Германии. Гитлер угрожает применить оружие. Но до этого дело не дошло. На экране появляются Муссолини, Чемберлен, Даладье и Гитлер в сопровождении Геринга, Риббентропа и других. Подписывается Мюнхенское соглашение. Геринг, вспотевший, видимо, под тяжестью своих многочисленных орденов и медалей, смеется и довольно потирает руки, словно после удачнейшей сделки или хорошего выигрыша. Дальше — вступление германских войск на территорию Чехословакии. 

И снова на экране — истеричный Гитлер перед фашистским рейхстагом. Он объявляет, что в случае войны еврейское население Европы будет уничтожено. Среди «депутатов» рейхстага виден подсудимый Шпеер, одобрительно аплодирующий. 

На экране показывается появление па улицах Берлина гитлеровского легиона, воевавшего в Испании на стороне Франко. Гитлер инспектирует немецкие фортификации на западной границе. Чиано приезжает в Берлин, чтобы подписать пакт о создании фашистской оси. За дипломатами шествуют Геринг, Редер и Кейтель. В имперской канцелярии Гитлера подписывается пакт двух фашистских заговорщиков против европейского мира. Этим кончается третья часть фильма. 

1939-1944

После перерыва продолжается демонстрация документального фильма. Представитель обвинения еще раз напоминает Трибуналу, что фильм-документ составлен на основе официальной кинохроники, заснятой гитлеровскими кинооператорами. Последняя часть картины — агрессивные войны 1939 - 1944 гг. Гитлеровские заговорщики приступили к осуществлению своей программы в отношении Данцига. Они вторглись на улицы этого города, и танки в упор стреляют из орудий в жилые дама, расстреливают сопротивляющихся. Город в огне. 

1 сентября 1939 года. По приказу гитлеровских заговорщиков танки сметают пограничные столбы и барьеры, за ними границу пересекают мотомеханизированные части, артиллерия и пехота. Над Польшей — самолеты с фашистской свастикой. В конце польской кампании райхс-маршал Геринг бахвалится успехами гитлеровской авиации. 

1940 год. На экране — действия гитлеровской военной машины в Норвегии и Дании. Немецкие самолеты над Копенгагеном. Фашистские стервятники бомбят Норвегию. Они захватили Осло. Гитлеровские банды маршируют по улицам норвежской столицы. 

Наступает очередь Голландии и Бельгии. Снова воздушный десант, парашютисты бомбардировщики над мирными городами пылающие кварталы Роттердама, женщины и дети, спасающиеся от бомб и пожаров. 

Французское командование подписывает капитуляцию в Компьенском лесу. Гитлер паясничает перед киноаппаратом, выражая свой восторг. На экране перелистывается еще одна страница истории. Риббентроп, Чиано и японский посол подписывают в новой имперской канцелярии тройственное соглашение. Отныне они собираются вводить «новый порядок» в Европе и в Азии. 

Приходит срок осуществления планов гитлеровских заговорщиков в отношении Балкан. Болгарский премьер-министр предатель Филов присоединяется к странам оси. На экране запечатлен момент, когда Филов, приехавший в Вену, подобострастно кланяется и жмет руку Гитлера. 

1941 год. Войска гитлеровских заговорщиков напали на Югославию и Грецию. Германская авиация бомбит безоружные, беззащитные города и села. 

Нападение на СССР

Наступает день 22 июня 1941 года. Гитлеровские заговорщики двинули свои орды на Советский Союз. Гиммлер осматривает концентрационный лагерь возле Минска, где тысячи пленных живут в ужасных условиях. 

Фильм заканчивается показом «народного суда» над участниками покушения на Гитлера в 1944 году. Нет даже и видимости суда. Это — расправа. 

Демонстрация фильма закончена. Представитель английского обвинения просит приобщить продемонстрированный фильм к делу.

(Известия, 12 декабря 1945 г.)


*Стилистика, орфография и пунктуация публикации сохранены