МОСКВА, 31 мая — РАПСИ. Адвокат Алексей Мельников, представляющий интересы владельца ООО «РГС Активы» Сергея Хачатурова, обратился к Уполномоченному при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борису Титову с просьбой помочь разобраться в ситуации с незаконным арестом и уголовным преследованием своего клиента.

Мельников предоставил РАПСИ копию обращения к бизнес-омбудсмену, рассказал о нарушениях в деле своего подзащитного и раскрыл некоторые обстоятельства, предшествующие аресту Сергея Хачатурова.

Адвокат заявляет о незаконном аресте предпринимателя

Как следует из текста обращения к уполномоченному, Сергею Хачатурову было предъявлено обвинение в присвоении акций ПАО «Росгосстрах», в отношении бизнесмена судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Мельников считает, что судом и следствием были допущены серьезные нарушения уголовно-процессуального закона, повлекшие ущемление прав его подзащитного. Как пояснил адвокат, в действительности имела место законная биржевая сделка, в результате чего акции компании «Росгосстрах» были проданы Сергеем Хачатуровым банку «Траст».

Адвокат обратил внимание на то обстоятельство, что сделка, которую следствие квалифицировало как незаконное присвоение, проходила под пристальным контролем Центрального банка РФ.

«Решение о продаже пакета акций «Росгосстраха» банку «Траст» на биржевом рынке было принято на совещании у первого заместителя председателя Центрального банка РФ Дмитрия Тулина 22 августа 2017 года. На совещании также присутствовали зампред Центробанка Владимир Чистюхин, ряд других руководителей и бывший владелец группы компаний «Росгосстрах» Данил Хачатуров (старший брат Сергея). Бывший глава финансовой группы «Открытие», куда входит банк «Траст», Вадим Беляев получил согласие на покупку 3% акций ПАО «Росгосстрах», сделка по их приобретению была совершена 25 августа 2017 года и проходила при непосредственном участии руководства Центробанка. У «Росгосстраха», пока он был под контролем Данила Хачатурова, не было ни копейки государственных денег или каких-то нарушений. Сейчас новая администрация «Открытия» пытается по-своему изменить сделку, которая была заключена с прежними собственниками акций ПАО «Росгосстрах», однако юридических оснований для этого нет.  При этом ведётся целенаправленная компания по дискредитации бывших собственников. Есть письменное многостраничное соглашение, где указано в том числе и то, что 3% акций остаются в собственности прежних владельцев, что автоматически означает возможность ими распоряжаться», — рассказал Мельников.

Обстоятельства сделки однозначно свидетельствуют о том, что инкриминируемое Сергею Хачатурову преступление следует рассматривать как совершенное в сфере предпринимательской деятельности, убежден адвокат. В соответствии со статьей 108 Уголовно-процессуально кодекса РФ и положениями постановления пленума Верховного суда «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога» арест не может быть применен в отношении предпринимателя, обвиняемого в совершении преступления в экономической сфере. Объективных доказательств наличия исключительных обстоятельств — попыток скрыться от правосудия, оказать давление на свидетелей — следствием представлено не было, отметил Мельников. Кроме того, ни Федеральная служба безопасности, возбудившая дело, ни другие правоохранительные органы не вызывали Сергея Хачатурова для дачи объяснений при проведении проверки.

Мельников считает, что участие ФСБ в деле также вызывает вопросы. В законе об этом ведомстве не имеется указаний о том, что органы ФСБ России в какой-либо форме контролируют предпринимательскую деятельность. В соответствии со статьей 151 УПК РФ дела о преступлениях, предусмотренных частями 2–4 статьи 160 УК РФ (присвоение или растрата) должны расследоваться следователями органов внутренних дел, а не следователями органов государственной безопасности. В законе содержится норма о том, что по уголовным делам, предусмотренным частями 2–4 статьи 160 УК РФ предварительное следствие может производиться также следователями органа, выявившего эти преступления, но принятие такого решения должно быть мотивировано и определено интересами обеспечения исключительно государственной безопасности, заключил адвокат.

Как появилось дело в отношении Сергея Хачатурова

В 2016 году основной владелец активов ПАО «Росгосстрах» Данил Хачатуров (допрошен по настоящему делу в качестве свидетеля) договорился о сделке с финансовой группой «Открытие». Как пояснил Мельников, в соглашении между этими лицами были определены условия объединения, и согласно одному из них 3% акций ПАО «Росгосстрах» остаются у прежних собственников. Компания Сергея Хачатурова ООО «РГС активы» осуществляла деятельность по управлению различными активами, в том числе владела акциями ПАО «Росгосстрах». Единственным владельцем и директором ООО «РГС активы» и был Сергей Хачатуров.

«Открытие» с 2014 года занималось санацией банка «Траст», а 29 августа 2017 года из-за финансовых сложностей группы Центробанк стал ее инвестором и запустил процедуру оздоровления. «Росгосстрах» стал одним активов санируемого «Открытия».

Мельников объяснил, что со старыми владельцами «Открытия» была письменная договоренность о том, что 3% акций ПАО «Россгосстрах» остаются за структурами Хачатурова. При этом покупка данных акций «Трастом» не просто была согласована с Центробанком, это было требованием регулятора, который заявил, что не согласен на владение акциями старыми владельцами и потребовал их продажи на рыночных условиях, добавил адвокат. Спустя несколько месяцев, когда санируемое «Открытие» возглавил уже Михаил Задорнов, в финансовой группе посчитали, что те самые 3% акций «Росгосстраха» должны были перейти «Трасту» бесплатно, правда, непонятно, на каком юридическом основании – именно так появилось уголовное дело в отношении Сергея Хачатурова, отметил Мельников.

«При этом во внимание не принимается тот факт, что якобы похищенные акции ПАО «Росгосстрах» в действительности находятся в собственности самого недовольного лица – а именно, на счете банка «Траст» (входит в группу банка ФК «Открытие») в Национальном расчетном депозитарии, что полностью соответствует условиям проведенной 25 августа 2017 года под контролем Банка России гражданско-правовой сделки, которая через 8 месяцев после ее совершения по неизвестным причинам стала рассматриваться в качестве криминальной и даже угрожающей интересам безопасности страны», – прокомментировал адвокат уголовное дело в отношении своего клиента.

В настоящее время РАПСИ не располагает комментариями второй стороны по уголовному делу в отношении Сергея Хачатурова.