МОСКВА, 5 мар — РАПСИ. Государство и общественность сегодня активно выступают за применение в отношении обвиняемых по экономическим составам меры пресечения, не связанной с ограничением свободы, отметили участники пресс-конференции, посвященной началу работы Единого Залогового Фонда (ЕЗС).

ЕЗФ будет помогать предпринимателям, попавшим под уголовное преследование. Фонд начал работать в виде специального счета Ассоциации защиты бизнеса, которая функционирует при поддержке бизнес-омбудсмена Бориса Титова. Бюджет ЕЗФ после первого года работы должен составить 1 миллиард рублей, все средства будут направляться на внесение залогов.

Общественный омбудсмен по защите прав предпринимателей, находящихся под стражей, Александр Хуруджи напомнил, что уголовное преследование наносит ущерб экономике. «Для чего возбуждается уголовное дело в отношении бизнесменов? Для того, чтобы лишить возможности предпринимателя управлять бизнесом, так как за время нахождения под стражей большинство предприятий закрываются, а сотни человек оказываются на улице», — сказал Хуруджи.

Он также отметил, что изначально законодатель обозначал взятие под стражду в качестве меры пресечения для лиц, которые опасны для общества. «Залог позволяет гарантировать, что человек никуда не сбежит, статистика это подтверждает — такую меру пресечения нарушает всего 2%. Ни один из предпринимателей, вышедших под залог, за которых мы с Борисом Титовым поручались, не нарушил эту меру пресечения» — сказал глава Ассоциации защиты бизнеса.

Инвестор и совладелец интернет-ретейлера «Юлмарт» Дмитрий Костыгин в свою очередь предложил передавать залоговые деньги в фонд для поддержки других предпринимателей. Так, он заявил, что внесет в ЕЗФ 25 миллионов рублей, когда будет завершено уголовное дело в отношении него. (В ноябре прошлого года Костыгин был выпущен судом под залог в эту сумму — прим.ред.).

Адвокат Ерлан Касенов, который руководил рабочей группой по созданию фонда, подчеркнул, что общественность и государство сейчас активно поддерживает такую позицию, что по экономическим составам не должна применяться мера пресечения, связанная с ограничением свободы. «Чаще всего в уголовных делах, которые возбуждаются по экономическим составам, целью является не доведение дела до суда и привлечение к ответственности, а фактически уже избрания формы наказания на момент предварительного расследования, то есть избрание меры пресечения, связанной ограничением свободы – это есть наказание, и часто это инструмент оказания давления», — добавил адвокат, отметив, что мера пресечения в виде залога позволяет обвиняемым подготовить полноценную правовую позицию.

Главными задачами ЕЗФ станут внесение залогов за предпринимателей, пропаганда залогов как самой эффективной меры пресечения, а также юридические консультации и привлечение общественного внимания к конкретным уголовным кейсам. Также фонд намерен выработать механизм страхования ответственности в случае невозврата залога предпринимателем.

По статистике бизнес-омбудсмена Титова, в СИЗО сейчас находятся порядка 5000 предпринимателей, примерно столько же — под домашним арестом. При этом число бизнесменов, отпущенных под залог, ежегодно не превышает 100 человек. Омбудсмен уже поддержал идею ЕЗФ и заявил, что инструменты Фонда могут быть использованы в деле Baring Vostok. Адвокаты Baring Vostok планируют подать первую заявку для участия в фонде и рассчитывают на его помощь.