МОСКВА, 7 мар — РАПСИ. Социологические исследования отмечают рост ксенофобских настроений в России после нескольких лет их неуклонного снижения, следует из доклада члена Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), члена президиума Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Александра Брода.

"2018 год был примечателен тем, что социологические исследования указали на определенный рост ксенофобских настроений в России. После нескольких лет их неуклонного снижения (в 2014–2017 годы, а в 2017 году был зафиксирован самый низкий уровень ксенофобии, начиная с 2003 года) фиксируется возвратное движение маятника общественного мнения. Важно учитывать несколько причин этого явления. Во-первых, рост ксенофобских настроений происходит на фоне общего роста протестных настроений. Во-вторых, непрекращающаяся конфронтация с Западом, новая санкционная волна против России, а также жесткое информационное давление (постоянные обвинения РФ во вмешательстве во внутренние дела США и стран ЕС, дискриминация россиян и соотечественников за рубежом) укрепляют "оборонные настроения", — следует из доклада Брода.

Как следствие, по его словам, происходит усиление представлений о драматическом "одиночестве", изоляции России, а также неприязненное отношение к "чужакам". 

"Нередки случаи, когда некоторые политики и СМИ пытаются представить проблемы внутреннего порядка только как срежиссированные из-за рубежа. Все это также вносит "вклад" в укрепление ксенофобских и националистических настроений. При этом необходимо иметь в виду, что декларирование мигрантофобии, неприятия "чужаков" не означает готовность к активному отстаиванию этой позиции, стремлению участвовать в соответствующих протестных акциях, в том числе нелегитимных. Декларация неприятия "чужака" не означает автоматическую трансформацию в погромщика. Между провозглашаемой ксенофобией и прямым действием пока еще сохраняется дистанция", — отметил докладчик.

По словам Брода, за предыдущие годы на государственном уровне были сформированы базовые правовые и доктринальные документы, определяющие фундаментальные основы российской государственной национальной и миграционной политики с учетом новаций внутренней ситуации и международных отношений. В связи с этим минимизирована террористическая и экстремистская угроза на Северном Кавказе, годами представлявшая опасность для единства и территориальной целостности страны. Маргинализированы различные этнонационалистические течения.

"По-прежнему важной остается проблема качественного правоприменения и пресечения непропорционального использования мер административного и уголовного воздействия. Чрезвычайно опасным является сохранение ксенофобских настроений во властной и политико-управленческой среде, особенно в рядах правоохранителей, призванных по долгу службы бороться с этим злом", — заключил Брод.