МОСКВА, 3 апр — РАПСИ. Уполномоченный при президенте РФ по правам ребёнка Анна Кузнецова призывает экспертов задуматься над созданием в регионах модели работы по помощи детям с расстройствами аутического спектра (РАС), сообщает пресс-служба омбудсмена.

«Важно понимать, к чему работа по помощи детям с РАС должна прийти в каждом регионе страны, исходя из численности детей, их возрастных особенностей, начиная от ранней диагностики и заканчивая уже самореализацией в профессиональной сфере», — сказала Кузнецова на пресс-конференции, посвященной системе непрерывного межведомственного сопровождения людей с РАС в России.

Детский омбудсмен со ссылкой на данные ВОЗ сообщила, что несколько десятков лет назад на 10 000 жителей приходился один аутист, а сейчас этот диагноз наблюдается у каждого сотого жителя планеты. Ежегодно в Европе количество таких больных увеличивается на 11-12 %, в странах Азии — на 20 %. В России, по информации Министерства здравоохранения, в 2015 году было зарегистрировано 17,7 тысяч детей с РАС, а в 2017 году — более 22 тысяч. Кузнецова при этом отмечает, что увеличение количества детей с РАС свидетельствует, в том числе, и о повышении качества диагностики.

По словам уполномоченного, одна седьмая часть обращений граждан в аппарат касается прав детей-инвалидов и детей с ОВЗ. В частности, чаще всего заявители жалуются на нарушение права на обеспечение образованием, что выявляется и в ходе выездов уполномоченного в регионы. «Во-первых, это нехватка учебных заведений и классов для обучения детей с особенностями развития. С 2012 по 2016 годы произошло сокращение на 8,7 % коррекционных образовательных учреждений для обучающихся с ОВЗ. Для родителей сегодня очень важен выбор — обучать ребенка в специализированном учреждении или в формате инклюзивного образования», — пояснила Кузнецова.

Среди очевидных проблем омбудсмен также упомянула дефицит прошедших специальную подготовку специалистов для обучения детей с ОВЗ, недостаток финансирования программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки лиц, работающих с детьми с нарушениями здоровья, низкий уровень материальной базы образовательных учреждений, реализующих программы образования для детей с ОВЗ и детей–инвалидов, отсутствие системного межведомственного мониторинга по актуальным вопросам обеспечения социальных гарантий детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, недостаточное научно-методическое сопровождение инклюзивного образования и слабую информированность родителей детей с РАС.

Омбудсмен считает, что в первую очередь необходимо как раз наладить системное информирование родителей детей с РАС. «Очень важно, чтобы ещё, начиная с момента первых признаков или этапа диагностики, родители получали полную информацию о том, что и где, какой ресурс они могут использовать для своего ребёнка, как на региональном, так и на федеральном уровне», — сказала Кузнецова. Что касается вопроса образования, то, по мнению уполномоченного, необходимо расширить компонент инклюзии в воспитательных программах, особенно в тех образовательных организациях, где сегодня уже есть ресурсные классы. Кузнецова считает, что эти меры потребуют привлечения специалистов и определенных организационных подходов: начать можно с пилотных регионов, а затем уже реализовать формат инклюзивного образования полноценным образом по стране.

В заключении уполномоченный сказала о важности социальной рекламы и подчеркнула, что про детей с особенностями развития необходимо рассказывать, чтобы в обществе к ним складывалось верное отношение.