МОСКВА, 3 апр — РАПСИ. Систему по сопровождению семьи в кризисной ситуации необходимо закрепить на законодательном уровне, к такому выводу пришли члены Общественной палаты (ОП) РФ в ходе слушаний, посвященных профилактике социального сиротства.

«Наша комиссия ведет активную деятельность в вопросах профилактики социального сиротства, социального сопровождения семьи и сокращения количества неблагополучных семей. Коллеги работают в Совете при президенте РФ по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детства, а также в Координационном совете при правительстве РФ по реализации в России планов мероприятий Десятилетия детства на 2018–2020 годы», — сказала председатель комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства Диана Гурцкая. Общественница также добавила, что с момента объявления президентом Десятилетия детства многократно подчеркивалась важность ведения общественного контроля за реализуемыми проектами и мероприятиями.

Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по поддержке семьи материнства и детства Сергей Рыбальченко отметил, что в законе о регулировании социального сиротства есть недоработки. «Сегодня мы видим проблемы в законодательстве, в частности, в законе «Об основах социального обслуживания граждан в РФ». В этом документе не определяется социальное сопровождение ни как услуга, ни как работа — это в значительной степени мешает регионам реализовать успешные практики», — считает Рыбальченко.

Председатель правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александр Спивак также подчеркнул необходимость внесения изменений в федеральное законодательство. «Работа должна вестись по-разному с различными группами семей там, где есть дети с инвалидностью, выпускники детских домов или один из членов семьи находится в местах лишения свободы. Все должны получать индивидуальную помощь, и не разовую. Должно быть комплексное социальное сопровождение семьи.

Однако в регионах сегодня это вызывает набор формальных и неформальных трудностей, потому что приходится создавать лишние документы, проводить лишнюю бюрократическую работу. У нас в законе не закреплены такие понятия, как индивидуальный куратор и использование индивидуального плана действий для семьи как одного уникального объекта», — сказал общественник.

По мнению первого заместителя председателя Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства Юлии Зимовой, важно установить одного куратора, который возьмет шефство над неблагополучной семьей и поможет ей получить индивидуальную адресную помощь для решения сложной жизненной ситуации. «Есть большое количество специалистов в различных ведомствах, но по факту с семьей никто не работает. Считаю, что должна быть одна точка входа — куратор, ответственный за процесс реабилитации семьи для выхода из кризиса. Также он должен иметь чек-лист, по которому именно эта семья может решить свои проблемы. Весь спектр ситуаций надо включить в разные чек-листы, а не всем одно и то же предлагать. Семьи, где в одной есть ребенок-инвалид, а в другой — муж бьет жену и детей, обе нуждаются в помощи, но разной. Надо выдавать семье одну маршрутную карту, по которой она сможет двигаться для улучшения ситуации», — сказала член ОП РФ.