МОСКВА, 4 мая - РАПСИ. Конституционный баланс между правами человека (в том числе – на политические свободы) и политической деятельностью не должен смещаться в какую-либо сторону, особенно в деятельности специализированных органов и объединений, напоминает член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Игорь Борисов.

«Консенсус при использовании данных категорий возможен только в случае соблюдения конституционных приоритетов, обозначенных в Конституции РФ, на что неоднократно обращал внимание в своих решениях КС РФ. Ограничения прав и свобод сегодня присуще без исключения любой сфере человеческих правоотношений. Ограничение политических прав и свобод требует соответствующего правового обоснования и должно основываться на законе. Только те ограничения могут быть признаны обоснованными, которые отвечают потребностям, как общества и государства, так и отдельных граждан. Что, соответственно, требует со стороны правозащитников обобщения всей объективной информации и ее правового анализа. Любая преждевременная оценка событий будет являться либо не объективной, либо ошибочной, либо политически мотивированной», - утверждает эксперт.

По его мнению, Совет, решая исключительно вопросы правозащиты, должен воздерживаться от оценки политической целесообразности любых актов, так как это не является сферой его компетенций, а отнесено в сферу полномочий и приоритетов политических партий и общественных объединений. «И ни при каких обстоятельствах СПЧ не имеет права вставать на сторону той или иной политической силы», - напоминает Борисов.

Но, продолжает он, к сожалению, не выяснив всех обстоятельств происшедших событий в Санкт-Петербурге 1 мая, несколько членов Совета потребовали разместить на сайте органа «избыточно политизированное» заявление уполномоченного по правам человека в городе о задержаниях, в котором «трудно найти правозащитные цели, направленные на содействие законным интересам граждан». 

«Отчет омбудсмена, также размещенный на сайте СПЧ 2 мая, содержит множество фотографий с политическими лозунгами и задержаний граждан, но не содержит конкретных рекомендаций ни правоохранительным органам, ни участникам подобных противоправных действий, спровоцировавших задержания. Что вряд ли можно назвать способствующим развитию гражданского общества и общественному диалогу», - считает Борисов.

По его словам, СПЧ неоднократно проводил спецзаседания по вопросам организации массовых публичных мероприятий с участием представителей МВД, Росгвардии, прокуратуры и представителей органов государственной власти. 

«В ходе всестороннего анализа и обмена мнений сторон вырабатывались заключения, максимально «очищенные» от политики и направленные на развитие российского гражданского общества и защиту прав человека. Наверно, поэтому именно в СПЧ зародился один из правозащитных лозунгов: «Меньше политизации, больше конкретизации!». Мы не должны относиться равнодушно и терпимо к нарушению прав и основных свобод. Но мы не можем позволить произвольно повышать уровень свобод (в том числе политических) вопреки праву и законных интересов других граждан. В противном случае, это может обернуться трагедией и многочисленными жертвами. Освобождая общество от связанностей правом и конкретных обязательств по организации разрешенных мероприятий в строгих рамках закона, мы открываем путь в произвол и анархию, разрушая гражданское общество и низвергая верховенство права», - заключил Борисов.