МОСКВА, 31 мая - РАПСИ. Президент России Владимир Путин накануне Дня защиты детей провёл рабочую встречу с Уполномоченным по правам ребёнка Анной Кузнецовой. Стенограмма разговора сторон опубликована на сайте Кремля. 

Плюсы и минусы роста обращений

Кузнецова поблагодарила президента за закон об уполномоченном по правам ребёнка, который был принят в конце прошлого года. «Он, конечно, добавил нам работы, но у нас появились новые инструменты. Это возможность обращения в Государственную Думу с мотивированными предложениями, мы уже не преминули им воспользоваться, уже несколько предложений мы направили.

Одно из них – как раз по совершенствованию помощи по маткапиталу семьям переселенцев. Эти предложения сейчас находятся в Государственной Думе на рассмотрении, потому что, к сожалению, некоторые семьи не могли воспользоваться в полной мере этим пособием, таким серьёзным подспорьем в их жизни, потому что были неточности в формулировке. Мы предлагаем их устранить.

И конечно, возможность участия в судах», - сказала Кузнецова. 

Уполномоченный отметила, что число обращений в аппарат выросло: «Более восьми тысяч обращений граждан в этом году мы рассмотрели. К сожалению, среди прочих обращений, которые в обычном режиме поступают к нам, это вопросы имущественного характера, вопросы, связанные с воспитанием и так далее, наметился рост обращений от несовершеннолетних – на 14,5%.

С одной стороны, это положительный сигнал, что дети доверяют и пишут нам. Мы сегодня открыты, и через социальные сети к нам можно обратиться, написать напрямую. Но это и тревожный сигнал о том, что дети сегодня не нашли тех взрослых, кто может услышать их проблемы», - сказала уполномоченный. 

По её словам, в результате проведённого экспертами мониторинга Рособрнадзора выяснилось, что только 16,5% воспитательных программ соответствуют существующим нормам. «К сожалению, в этом направлении предстоит ещё большая работа. Но я уверена, что ресурсы тоже есть. В новых нацпроектах, например, стоит такой очень важный, на мой взгляд, КПД, как повышение числа детей, занятых в допобразовании, с нарастающим итогом. Считаю, это огромный ресурс, который нужно использовать. Мы со своей стороны, пока решаются такие серьёзные вопросы, проводим различные мероприятия. Например, «Класс добра» для детей в различных образовательных учреждениях.

Молодёжь из Общероссийского народного фронта подключили, Совет отцов при уполномоченном, и получились такие системные, интересные, простые и очень искренние решения, не методически заорганизованные», - рассказала омбудсмен. 

Нарушения и достижения 

По мнению Кузнецовой, сегодня срочных решений требуют три основных вопроса: защиты детей в детских домах-интернатах, совершенствование социальной поддержки семей с детьми и вопросы поддержки многодетных семей.

«Мы в прошлом году начали мониторинг качества детства в субъектах. Буквально по каждому региону у нас по ста критериям собран полный пакет и анализ, что сегодня происходит в регионах с темой детства.

Так вот, начали мы внимательную и подробную проверку именно с детских домов-интернатов, там, где находятся дети-инвалиды, дети-сироты. Это самая незащищённая категория детей, и для меня лично это лакмусовая бумажка вообще отношения региона к теме детства. Если не защищены даже они, то о чём мы тогда можем говорить. К сожалению, мы выявили целую массу нарушений в этой сфере», - сказала Кузнецова. В частности, были выявлены грубейшие нарушения имущественных прав. 

«Мы просим вас дать поручение правительству и решить этот вопрос с реформированием детских домов-интернатов. Их у нас 109, там находятся 13 тысяч детей. Пока этот вопрос не решён, и мы будем решать и реализовывать эти задачи», - сказала уполномоченный. 

Кузнецова сообщила, что весь год аппарат работал над решением  задачи, которую глава государства озвучил в Послании Федеральному собранию: приблизить социальную помощь к человеку, чтобы ему не приходилось преодолевать бюрократические барьеры. 

«Мы разработали проект, который назвали «Социальный навигатор». Проект состоит в следующем: создаётся единый телефонный номер, мы разработали нормативную базу, на основании которой все сигналы, которые поступают на этот телефонный номер, специально обученными координаторами распределяются по ведомствам.

Не человек изучает всю структуру управления, департамента, социальную инфраструктуру региона, а это знают специальные люди, которые профессионально направляют человека, и не только направляют, но и получают обратную связь. И результаты: программа принимает только такой результат, не сообщение о том, что встреча произошла, и человек там был, и запрос свой озвучил, а что вопрос решён», - сказала омбудсмен и попросила президента определить 10 пилотных регионов для охвата проектом. 

«Чтобы точно оценить, в какой форме, в каком виде это может быть реализовано.

Мы следим за этим проектом и внедрили уже в одном из регионов России, видели на деле, как это работает. Разработана вся нормативная база, и сейчас у нас есть готовый инструмент, инновационный подход к управлению в социальной сфере, который даёт обратную связь и человеку, и, самое главное, руководителю региона. Он чувствует, какие сигналы о социальной помощи приходят», - пояснила Кузнецова. 

Президент пообещал уполномоченному принять меры.