МОСКВА, 3 июл — РАПСИ. Член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), председатель постоянной комиссии по гражданскому контролю за правоохранительными органами Игорь Каляпин представил отчет о проверке СИЗО №1 УФСИН России по Нижегородской области, где в начале мая от истощения скончалась многодетная мать, сообщает пресс-служба консультативного органа.

«Предварительные выводы по линии Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) можно свести к тому, что условия камер, в которых содержалась Ильина (а их было несколько), вполне нормальные. А вот по действиям врачей и судьи, продлившей арест, осталось много белых пятен. Увы, с медицинской документацией ознакомиться не удалось (она вся изъята, ведется следствие), поэтому окончательные выводы делать еще рано», — говорится в отчете юриста Комитета против пыток Сергея Шунина и члена ОНК Нижегородской области Андрея Буланова.

В начале мая стало известно о смерти обвиняемой в мошенничестве 61-летней Натальи Ильиной — матери 10 детей — в нижегородском СИЗО-1. Женщина полгода находилась в СИЗО Воронежа, после чего была переведена в Нижний Новгород, где, по версии следствия, был совершен первый эпизод вменяемого ей преступления. В нижегородском СИЗО состояние женщины стало резко ухудшаться. По мнению родных погибшей, это произошло из-за плохих условий содержания. На последнее заседание Ильину в бессознательном состоянии принесли на матрасе.

В ходе проверки правозащитники опросили четверых подследственных: двое содержались с Ильиной в камере обычного блока, и двое с ней в больнице. В оценке питания в СИЗО-1 сокамерницы разошлись во мнениях, но все отозвались положительно о завтраках. Подследственные в больнице сказали, что с диетпитанием проблем нет. По словам опрошенных, Ильина с первого дня ничего не ела, а только пила чай, молоко, воду. «К Ильиной приходили врачи, спрашивали, почему не принимает терапию, но Ильина ничего не отвечала. Врачи просили ее поесть, но она отказывалась», — сказала одна из подследственных.

Со слов сокамерниц, в марте при поступлении в СИЗО Ильина ходила, но ее состояние постепенно ухудшалось, она начала часто падать. Примерно с середины апреля она уже не вставала с кровати.

Правозащитники также опросили трех врачей (инфекциониста, дежурного врача и психотерапевта). «То, что мы узнали от врачей, позволяет задать вполне резонный вопрос, а была ли передана 30 апреля в суд информация о прогрессирующем характере основного заболевания Ильиной — ВИЧ, переходящий в терминальную стадию (с осложнением в виде туберкулеза), а если да, то почему судья ее не приняла во внимание и продлила арест», —отмечается в отчете.

Ранее нижегородское СИЗО посещала Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова, которая пришла к аналогичному выводу. "Несмотря на состояние обвиняемой и ходатайство адвокатов о госпитализации, суд продлил арест. Через неделю женщина умерла, по официальным данным, от сердечной недостаточности. Однако родственники и адвокат Ильиной уверены, что нарушением является сам факт ее нахождения под стражей из-за тяжелого состояния здоровья", — сказала она во время своего визита.