МОСКВА, 15 окт — РАПСИ. Как правоохранительные органы влияют на бизнес-климат в стране, почему предприниматели не должны сидеть в СИЗО и какие нормы необходимо принять законодателю, обсудили эксперты Общественной палаты (ОП) РФ на круглом столе во вторник.

«По опросам ВЦИОМ, 71% предпринимателей считает условия ведения бизнеса в России неблагоприятными. Это значит, что они думают в первую очередь о рисках, которым подвержен бизнес, а не о том, как инвестировать и на годы вперед закладывать рост своей компаний. Мы на днях обсуждали проект госбюджета, предполагается, что за пять лет инвестиции частных компаний вырастут в полтора раза, а как они вырастут, если нет условий. Один из важнейших аспектов неблагоприятного климата – это уголовные дела», — сказал секретарь Общественной палаты (ОП) РФ Валерий Фадеев на мероприятии, посвященном давлению на предпринимателей.

Дело не в законе, а его читателях

По мнению экспертов круглого стола, несовершенная система наказания за экономические преступления остается серьезной проблемой, сдерживающей инвестиционную активность на российском рынке и, как следствие, рост доходов граждан.

Председатель комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Рафаэль Марданшин считает, что главная проблема не в законах, а в неправильном толковании нормы правоохранительными органами. «У нас была статья 159 УК РФ, она нормально функционировала, как и было предусмотрено, она применялась в отношении мошенников, но лет десять назад она вдруг стала активно применяться против предпринимателей. Читаешь норму закона, и все правильно, а применяется она не совсем верно и не так, как задумывалось законодателем. И получается, что у нас сегодня правоохранители формируют в стране инвестиционный и предпринимательский климат», — сказал Марданшин.

Для решения проблемы общественники предлагают принять ряд мер. Прежде всего, по их мнению, нужно ввести точное определение «преступления в сфере предпринимательской деятельности» и дополнить УПК РФ нормой, запрещающей возбуждение уголовных дел по фактам неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданско-правовых сделок, совершенных в письменной форме между хозяйствующими субъектами и не признанных судом недействительными.

Кроме этого, эксперты выступают за расширение полномочий прокурора при надзоре за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. И, наконец, предлагается исключить преднамеренное использование статьи 210 УК РФ (организация преступного сообщества или участие в нем) и иных мер необоснованного уголовного преследования в отношении подозреваемых в совершении экономических преступлений с целью оказания дополнительного давления на них.

Не должны, но сидят

Участники круглого стола также отметили, что проблема не только в возбуждении уголовных дел против бизнесменов, но и в избрании меры пресечения в их отношении на этапе следствия. Так, правоохранительными органами и судом редко применяется норма статьи 108 УПК РФ, в соответствии с которой заключение под стражу не может быть применено к подозреваемому или обвиняемому по экономическим преступлениям.

«Я являюсь одним из сопредседателей Центра «Бизнес против коррупции», где мы раз в две недели рассматриваем достаточно серьезные обращения, которые к нам поступают. Если проанализировать жалобы предпринимателей, 90% — это те люди, которые не должны сидеть в СИЗО до вынесения приговора. Когда мы говорим о предпринимателе, мы говорим о человеке, который возможно нарушил закон, но в то же время он не представляет общественной опасности, это не тот человек, которой кого-то ударил или убил», — сказал председатель общественного совета при МВД Анатолий Кучерена.

В связи с этим эксперты предлагают при избрании меры пресечения в виде заключения под стажу подозреваемых/обвиняемых по экономическим статьям обязать судей указывать конкретные основания, по которым деяние не относится к преступлениям в сфере предпринимательской деятельности.

Приоритетной мерой пресечения при расследовании уголовных дел в отношении бизнеса должно быть освобождение под залог, считают эксперты и напоминают, что помочь предпринимателям избежать изолятора  может создание Единого залогового фонда.

В заключение председатель комиссии ОП РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Владислав Гриб предложил принять норму, которая будет рассматривать предпринимателей как спецсубъект, то есть возбуждение уголовного дела будет возможным только с согласия старшего следователя.