МОСКВА, 22 ноя — РАПСИ. Формирование у детей дошкольного и младшего школьного возраста позиции патриота приобретает первостепенное значение в условиях атаки на нравственные и культурно-цивилизационные основы российского общества, масштабной кампании по переписыванию российской истории и, как следствие, — попытки расшатать основы общественной и политической системы, считает председатель Комиссии Общественной палаты (ОП)  РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич.

«Это очень серьезная тема, и неслучайно сегодня в обсуждении принимает участие большое количество ученых, мыслящих людей, затрагивающих важные вопросы, связанные с формированием гражданского самосознания. Формирование у детей дошкольного и младшего школьного возраста позиции гражданина, патриота России приобретает первостепенное значение в условиях атаки на нравственные и культурно-цивилизационные основы российского общества, масштабной кампании по переписыванию российской истории и, как следствие, — попытки расшатать основы общественной и политической системы. То, как и кто воспитывает и образовывает наших детей в школах и вузах, и от того, что закладывает учитель в совсем юные души и их сознание, конечно, во многом зависит, какая будет страна у нас в будущем», — сказал Малькевич на тематическом круглом столе, состоявшемся в органе накануне.

Наталья Склярова рассказала о проекте «Формирование гражданской идентичности будущих учителей России»: «Еще в начале года в Великом Новгороде на конференции «Без срока давности» у нас прошел круглый стол, модератором которого выступил советник министра просвещения Андрей Петров. Мы затронули очень важную тему, которая наболела в душе у всех, — преподавание истории, фальсификация и военно-патриотическое воспитание. Учителя истории сегодня озабочены тем, что в учебниках написано множество противоречивых фактов, мы также говорили об изменении культурно-исторического стандарта. В результате обсуждения как раз и родился этот проект. Мы провели мониторинг ценностных ориентиров сегодняшней молодежи — студентов педагогических вузов и колледжей, а также изучили ценностные ориентации детей. Результаты исследования будут представлены в ближайшее время».

По словам проректора Московского педагогического государственного университета (МПГУ) Натальи Скляровой, вуз выступает за формирование единого образовательного пространства, а также создание учебников истории, которые отвечали бы задачам военно-патриотического воспитания современной молодежи.

В свою очередь, заместитель директора института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов отметил, что в настоящий момент усиливаются информационные атаки на Россию и российскую идентичность: «Серьезно рассматривалась инициатива убрать из программы преподавание истории и русского языка как ненужных дисциплин, которые есть в школьных программах. С нашей точки зрения, такие идеи являются свидетельством того, что существуют серьезные проблемы и угрозы. Мы считаем, что нужно не то чтобы убирать, а усиливать тот блок дисциплин, которые формируют гражданскую идентичность. Это касается культурологического блока, истории, русского языка».

Руководитель Агентства социального инжиниринга Антон Давидченко считает, что проблемы преподавания — это больше проблема государства, а потому подходить к ней нужно комплексно. «Конечно, здесь важно формирование имиджа государства, финансовое обеспечение и учитель, который должен стать определенным смыслом. Он должен нести конкретные месседжи. Но у нас получается, что месседжи несут те профессора, которые ориентированы на Запад. Они являются для многих студентов образцом. Не может быть идентичности у государства, если люди не изучают историю. Вы заметьте, демократы и республиканцы могут крайне негативно относиться друг к другу, но, когда играет гимн, поднимают флаг, все стоят, прикладывают к сердцу руку. Почему у нас такого нет?» — сказал он. 

Давидченко настаивает, что главная тема, которую нужно доносить до граждан: можно по-разному смотреть на политическую или культурную ситуацию, но есть символ «государство», и его нужно любить. Начинать же воспитывать патриотические чувства необходимо со школьной скамьи.

Советник министра просвещения Российской Федерации Андрей Петров сообщил, что со следующего учебного года планируется переход на линейную систему преподавания истории. «Начиная с начальной школы и до 11-го класса будет системное преподавание, где будут рассматриваться и сложные вопросы истории ХХ века, и современная история», — сказал он.