МОСКВА, 14 мая — РАПСИ. Пандемия коронавируса не только показала уязвимость человеческой жизни вне зависимости от политического ранга и социального статуса, обнажила хрупкость системы здравоохранения многих стран, но и стала катализатором многих общественно-политических и социально-экономических процессов, заявил член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Александр Брод.

«Пандемия предъявила жесткие требования к качеству власти и управления. Граждане разных стран, столкнувшись с ограничениями свободы и экономической деятельности, не готовы мириться с этим и требуют от управленческих элит большей внятности, системности и определенности. Это касается как экономической политики и социальных обязательств, учитывающих катастрофические последствия коронавируса, так и соблюдения прав человека и регулирования межэтнических отношений, профилактики ксенофобии, радикализма, мигрантофобии», — сказал Брод, представляя доклад на тему: «Проявления расизма, ксенофобии и миграционные процессы в условиях пандемии коронавируса».

Что касается России, то, по его словам, на рынке труда с участием иностранных работников произошло значительное сокращение рабочих мест. Как правило, трудовые мигранты не имеют сколько-нибудь значительных финансовых накоплений, позволяющих пережить кризисный период, и они вынуждены искать любую работу. Как следствие отмечается рост теневой занятости при демпинге зарплаты. Безработица и нелегальная трудовая деятельность, в свою очередь, способствуют росту правонарушений, создают угрозу общественной безопасности, влекут развитие антисанитарных условий в быту, что создает новые риски в условиях пандемии.

В связи с этим Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН) еще в начале апреля уведомило руководителей регионов о возможном обострении обстановки вокруг трудовых мигрантов, которые оказались в трудных условиях после введения ограничительных мер для борьбы с эпидемией. При этом, по словам Брода, на фоне указанных проблем отмечается нехватка рабочих рук мигрантов в отдельных сферах российской региональной хозяйственной инфраструктуры. К примеру, около 6 тысяч трудовых мигрантов не хватает в сфере овощеводства Волгоградской области из-за введённых ограничительных мер.

По мнению Брода, правительству следует провести специальное заседание, посвященное проблемам миграции, и сформировать  «дорожную карту» о мерах в сфере миграционной политики на период пандемии.

«Следует также иметь в виду, что помимо государственных институтов помощь в разрешении проблем с мигрантами может оказать гражданское общество (национально-культурные автономии и некоммерческие организации). Активность гражданских институтов позволит обеспечить эффективную обратную связь между мигрантскими сообществами и властными, а также правоохранительными структурами. Деятельность негосударственного сектора также важна в плане сдерживания ксенофобии, как со стороны приезжих, так и граждан России, разрешения части социальных проблем мигрантов», — сказал Брод.

Эксперт напомнил, что 30 апреля президент Владимир Путин провел в режиме видеоконференции встречу с участниками общероссийской акции «Мы вместе» по вопросу поддержки социально ориентированных организаций. И хотя в ходе встречи вопросы решения миграционных вопросов в период пандемии специально не рассматривались, многие идеи, прозвучавшие там, а также предложения президента можно использовать и в этом направлении, считает член СПЧ.