МОСКВА, 24 сен — РАПСИ. Уполномоченный при президенте РФ по правам ребёнка подготовит специальный доклад о положении дел с обеспечением жильем выпускников сиротских учреждений и наработанных инициативах, об этом омбудсмен сообщила на расширенном заседании Координационного совета уполномоченных по правам ребенка в субъектах, входящих в состав Северо-Западного федерального округа.

В пресс-службе омбудсмена рассказали, что заседание было посвящено проблеме обеспечения прав на жилье детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, и путям ее решения. Главными проблемами в сфере обеспечения жильем детей-сирот уполномоченный назвала темпы строительства жилья, объем муниципального фонда для предоставления такого жилья, которые, по ее словам, не соответствуют реальным запросам и потребностям.

«Нужно четко понимать, когда мы закроем очередь, предоставляя жилье такими темпами. Нужно не питаться иллюзиями, а трезво смотреть на ситуацию», — заявила Кузнецова.

По ее словам, на конец 2019 года численность детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, состоящих на учете на получение жилого помещения, включая лиц в возрасте от 23 лет и старше, увеличилась на 7,5% (по сравнению с 2017 годом). А доля обеспеченных жилыми помещениями в общей численности, состоящих на учете на получение жилого помещения, снизилась с 11% до 10,1%.

Также, по данным Счетной палаты, фактический срок ожидания обеспечения жилыми помещениями по РФ в среднем составляет 5-7 лет, но есть регионы, в которых дети-сироты ждут по 20 лет. Так, по расчетам аудиторов, к примеру, в Мордовии срок ожидания может составить — 34 года, а в Ингушетии — 47 лет.

Как отметила омбудсмен, причина этих проблем не только в финансировании.

«В некоторых регионах, например, Калмыкии, Астраханской, Курской областях, Республике Саха и других, на 1 декабря 2019 года не были освоены выделенные из госбюджета субсидии. Это происходит в том числе из-за длительности закупки жилья, нарушения застройщиками сроков контрактов, отсутствия на вторичном рынке достаточного числа благоустроенных квартир»,- сообщила омбудсмен.

Она подчеркнула, что в ежегодных докладах президенту эта тема становится одной из центральных и в числе предложений – наделение Минстроя полномочиями по контролю за обеспечением детей-сирот жилыми помещениями и разработка соответствующей федеральной программы.

«Мы считаем, что именно разработка соответствующей федеральной программы, государственной программы, может включить в себя всю совокупность тех проблем, которые сегодня сложились вокруг предоставления сиротам жилья. Эти и другие предложения уже прорабатываются в рамках имеющихся сегодня поручений президента и Правительства. Но к сожалению, работа по их исполнению до настоящего времени не окончена. Что в очередной раз свидетельствует о необходимости принятия деятельных и безотлагательных, масштабных и системных мер по решению вопроса», — отметила Кузнецова, добавив, что важно не подходить фрагментарно к этой теме, которая представляет из себя сегодня целый клубок проблем.

Отдельно уполномоченный коснулась темы рисков при выдаче жилищных сертификатов выпускникам сиротских учреждений. Она привела данные Прокуратуры Приморского края, согласно которым (на март 2020 года) из 133 сертификатов, выданных в 2019 году, 115 были реализованы путем приобретения жилых помещений, 18 человек на тот момент еще не завершили процедуры приобретения. В ходе проверки установлен случай приобретения дома буквально без окон, без дверей, непригодного для проживания, на его приобретение потрачено более 2 миллионов рублей средств жилищного сертификата.

Анализ практики также показал, по ее словам, что не все дети-сироты, которым было дано разрешение на выдачу жилищных сертификатов, смогли получить его в 2019 году, так как в бюджете не было достаточно средств на эти цели.

В этой связи уполномоченный призвала тщательно оценивать, анализировать все инициативы и их правоприменительную практику.

«Любое предложение или совокупность предложений в сумме должны равняться своевременному предоставлению детям качественного жилья», — подчеркнула омбудсмен.

Она также заострила внимание на проблеме сохранности жилья, закрепленного за детьми-сиротами. По ее словам, в аппарат уполномоченного поступает большой объем обращений от самих сирот и от их законных представителей, в которых они сообщают, что выпускнику сиротского учреждения попросту невозможно вселиться в то жилье, которое закреплено за ним, за годы оно приходит в негодность. Чаще всего приходится решать вопрос через суды.

Кузнецова сообщила, что обязательно ознакомится с проектом модельного нормативного правового акта, который подготовлен Министерством просвещения и который регламентирует вопросы осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений.

«Но уже сейчас хочу оговориться, что сохранение жилья не должно быть за счет самих детей-сирот. На наш взгляд, необходимо освободить детей-сирот и лиц из их числа от внесения платы за ЖКУ, взносов за капитальный ремонт, иных платежей за жилье на время их пребывания в сиротских учреждениях, нахождения на воспитании в семье, на время обучения по очной форме в образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования, прохождения военной службы», — предложила омбудсмен.

По ее словам, необходимы понятны сроки реализации предлагаемых мер, а на время пока выпускник не получил полагающееся ему жилье, ему должна быть предоставлена либо возможность проживания в благоустроенных помещениях, либо установлена компенсационная выплата за наем квартиры. Как сообщила Кузнецова, сославшись на данные Счетной палаты, всего лишь в 52 субъектах РФ такая практика существует. Эту практику омбудсмен считает необходимым тиражировать на все регионы.

Уполномоченный предложила по итогам мероприятия обобщить и систематизировать озвученные предложения и представить президенту специальный доклад о положении дел с обеспечением жильем выпускников сиротских учреждений и наработанных инициативах, а также сообщила, что в процессе оценки «Качества детства в субъектах РФ» будет изучаться и вопрос обеспечения жильем выпускников сиротских учреждений, постинтернатного сопровождения в субъектах.