САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 9 дек - РАПСИ, Михаил Телехов. Уполномоченный по правам человека в Петербурге Александр Шишлов призывает педагогов обращаться к нему в случае, если их принуждают выполнять не относящиеся к их профессиональной деятельности обязанности, например, такие как "выявление сведений о причастности учащихся к неформальным молодежным объединениям и течениям экстремистского толка", сообщили РАПСИ в пресс-службе омбудсмена.

Оперуполномоченные педагоги

По словам собеседника агентства, речь идет о циркуляре комитета по образованию Петербурга, распространенном по школам, под названием "Алгоритм действий классных руководителей и социальных педагогов по уведомлению правоохранительных органов при выявлении в сети Интернет и иных источниках информации о причастности учащихся образовательных учреждений к неформальным молодежным объединениям и течениям экстремистского толка". Документ регулирует деятельность по выявлению проявлений экстремизма среди учащихся, сбору доказательств их причастности к совершению экстремистских действий или подготовке к таким действиям, передаче полученных материалов вместе с персональными данными в правоохранительные органы.

По мнению Шишлова, все перечисленное можно отнести к оперативно-розыскной деятельности, но никак не к педагогической.

"Перечень обязанностей педагогических работников определен статьей 48 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Закон об образовании обязывает учителей соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики, уважать честь и достоинство обучающихся. Алгоритм же предполагает, что классные руководители и социальные педагоги информируют правоохранительные органы о выявленных ими признаках возможной причастности учащихся к неформальным молодёжным объединениям и течениям экстремистского толка, даже не использовав имеющиеся у них педагогические возможности, чтобы узнать действительную позицию детей и воздействовать на неё, если в этом на самом деле есть необходимость. Здесь существуют и риски нарушения конституционных прав на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны", - говорится в анализе данного циркуляра, сделанном специалистами аппарата уполномоченного.

Рекомендательный характер

Свою правовую позицию Александр Шишлов направил в комитет по образованию с предложением отозвать либо скорректировать вызвавшие обоснованную критику поручения. В образовательном ведомстве омбудсмену сообщили, что алгоритм действий для классных руководителей и социальных педагогов, составлен во взаимодействии с Центром "Э" Главного управления МВД России по Петербургу и Ленинградской области, и что он помогает учителям оценить, какая именно информация содержит проявления экстремизма и терроризма. При этом чиновники отметили, что документ носит рекомендательный характер.

По мнению омбудсмена, работа по противодействию терроризму и экстремизму в молодежной среде, безусловно, нужна, но не менее важна и профилактика, в том числе правовое информирование и просвещение школьников и студентов.

"Однако средства для достижения этих благих целей не должны быть любыми. Неправильно выбранные алгоритмы действий, подмена правовых норм идеологическими установками, навязывание педагогам функций осведомителей приводят только к негативным последствиям – росту недоверия граждан к государственным институтам", - говорится в аналитической заметке юристов аппарата уполномоченного.

Несмотря на заявленный рекомендательный характер циркуляра, омбудсмен призвал педагогов обращаться к нему в случаях, если их будут понуждать соблюдать вышеупомянутый алгоритм.