МОСКВА, 2 сен — РАПСИ. Некоммерческие организации практически во всех регионах страны активно подключились к поддержке кампании вакцинации от коронавирусной инфекции, сообщила председатель комиссии Общественной палаты (ОП) РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Елена Тополева-Солдунова. 

Эксперт в преддверии форума «Сообщество» рассказала в эксклюзивном интервью РАПСИ о том, как некоммерческие организации выходят на рынок оказания социальных услуг, помогают при чрезвычайных ситуациях и просвещают на тему вакцинации от коронавируса.

- Расскажите об опыте НКО по поддержке кампании вакцинации от коронавируса? Есть ли конкретные примеры в регионах, когда некоммерческие организации помогали властям провести агитационную кампанию?

Такие примеры можно найти практически в каждом регионе. Мы постоянно проводим межрегиональные переклички, когда НКО рассказывают о том, как конкретно они участвуют в поддержке кампании вакцинации, в ходе этих встреч мы узнаём новые, интересные, нестандартные подходы. На канале Общественной палаты в YouTube рассказывают о проекте «Я прививки не боюсь» и о том, что конкретно делают активисты. Кто-то работает в пожарных частях, многие очень активно работают в ветеранской организации. Сами ветераны и их родственники объясняют важность вакцинации. Есть организации, в которых состоят тысячи членов, например, Всероссийское общество инвалидов, Российский Красный Крест или Российский союз молодёжи, даже если они проводят соответствующую работу среди своих членов, то это уже тысячи людей, а с учётом их семей − ещё больше.

Некоммерческие организации придумывают креативные, интересные мотивационные вещи. Например, в Новосибирском обществе инвалидов решили, что для участия в мероприятиях, слетах, фестивалях его членам необходимо вакцинироваться. Есть организации, которые придумывают дополнительные мотивации, просветительские мероприятия, разыгрывают призы. Например, Фонд развития Уфы вместе с органами власти организовали лотерею для вакцинированных, в которой разыгрывали машины, квартиры и другие ценные призы. Сегодня очень много примеров и совместной, и инициативной работы некоммерческих организаций.

- Каким темам в ходе форума «Сообщество» планируется уделить особое внимание? 

Тем очень много, я буду участвовать на трёх площадках, на одной из которых как раз будет обсуждаться тема вакцинации. Мы с интересом послушаем, что НКО Дальневосточного федерального округа делают для разъяснения людям необходимости вакцинации. Я уже знаю, что у них есть интересные примеры. Будет дискуссия по обсуждению доступа некоммерческих организаций на рынок социальных услуг, пройдёт площадка, где обсудят рейтинг НКО.

В Дальневосточном федеральном округе достаточно много интересных и ярко работающих НКО − я уверена, что мы узнаём много нового по всем темам. Мы также проведём практикум, который делаем на всех наших форумах, когда берём один регион из округа, смотрим его показатели в региональном рейтинге, а затем работаем в группах и решаем, как можно улучшить те показатели, которые являются не очень высокими.

- Расскажите об опыте НКО по выходу на рынок услуг в социальной сфере. Востребована ли такая деятельность НКО среди граждан, какие услуги, помощь в основном могут оказывать некоммерческие организации?

Эта сфера развивается достаточно давно, прошло около 10 лет, когда впервые стали говорить о важности конкуренции в социальной сфере, чтобы у получателей услуг был выбор между поставщиками. Люди, которые имеют право получать услуги социального обслуживания бесплатно, либо с большими льготами, до недавнего времени не имели выбора, они обращались только к тому поставщику, которого предлагали соответствующие органы власти или местного самоуправления. Как считают экономисты, чтобы услуги предоставлялись более качественно, должна быть конкуренция между поставщиками.

В социальном обслуживании буквально 5-7 лет назад 97% всех поставщиков услуг были государственные, а сейчас ситуация очень сильно изменилась благодаря тому, что на самом высоком уровне появилось понимание важности развития этой темы, появились соответствующие поручения президента и правительства. Сфера начала активно развиваться, и начала развиваться конкуренция. Негосударственные поставщики в лице некоммерческих организаций и бизнеса стали заходить практически во все области социальной сферы, будь то образование, здравоохранение, туризм.

Сегодня в секторе работает уже много негосударственных поставщиков, но пока ситуация далека от идеала и процесс идёт не так просто. Далеко не все организации, которые оказывают социальные услуги, выходят на рынок и привлекают бюджетные средства для своей деятельности. Хотелось, чтобы этих организаций было больше. Для этого нужно выявлять барьеры и снимать их, чем мы и занимаемся. 

- Как финансируются подобного рода проекты? 

Чтобы стать поставщиком государственных социальных услуг, нужно соблюсти определённые требования: если говорить о сфере социального обслуживания, то нужно войти в социальный реестр, который ведётся в каждом регионе. Однако если организация вошла в реестр, это ещё не гарантирует, что она может оказывать такие услуги. Если организация смогла наладить процесс и урегулировать свои отношения с местным органом социальной защиты, то тогда она начинает работать, выполнять услуги и получать за это возмещение из бюджета. В некоторых случаях используются сертификаты, например, семья, где есть маленький ребёнок, который ходит в садик, имеет право на возмещение затрат на этот садик. В некоторых регионах семьи сами выбирают, в какой садик они отдадут ребёнка. Это может быть бюджетный детский сад, либо частная, негосударственная, некоммерческая организация. Есть регионы, где очень много садиков от НКО. Семья может отдать ребёнка в такой садик, и НКО будет из бюджета получать возмещение за услуги, которые оказывает.

- В каких регионах деятельность социально-ориентированных НКО особенно успешная?

Сейчас пилотируется закон о государственном, муниципальном социальном заказе, этот закон должен способствовать тому, чтобы негосударственные организации могли оказывать такие услуги и получать возмещение из бюджета.

Есть регионы, где создаётся очень благоприятный климат для того, чтобы негосударственные организации работали как поставщики социальных услуг. Лидерами тут являются такие регионы как ЮГРА, Башкортостан, Ульяновская область, Московская область, достаточно много регионов, где эта сфера активно развивается.

- Как вы считаете, насколько эффективно НКО могут помогать при чрезвычайных ситуациях? Нужно ли их максимально оперативно привлекать к такой помощи? 

Конечно, в таких ситуациях никто не заменит МЧС, но многие люди хотят помогать как волонтёры, как члены некоммерческих, общественных объединений. Если вспомнить наводнение в Крымске, туда как раз бросились на помощь волонтёры. Это было очень сложно, потому что не была отработана система взаимодействия. Тогда был поставлен вопрос, что необходима координация действий, и многое было сделано, чтобы такую координацию отладить.

Нельзя сказать, что сейчас все идеально, но с тех пор многое было сделано. Сейчас работают такие инструменты, которые помогают действовать совместно в одной команде государственным службам и негосударственным игрокам. Если считать пандемию коронавируса чрезвычайной ситуацией, то мы видели, что негосударственные организации первыми откликнулись и стали помогать. Но тоже нельзя сказать, что все механизмы координации были идеально отлажены. Когда создавались региональные штабы по борьбе с коронавирусной инфекцией, в некоторых регионах в них включали представителей НКО, и там эта работа проходила более слаженно.

- Чтобы было сделано и что ещё можно сделать со стороны властей для поддержки НКО?

Хорошо, что наращивается финансовая поддержка НКО, работает Фонд президентских грантов, недавно создан Фонд поддержки инициатив в сфере культуры, в том числе НКО туда тоже могут подавать заявки.

Сейчас практически во всех субъектах есть конкурсы, куда могут подавать заявки НКО. В этом году Фонд президентских грантов выделил специальное финансирование для того, чтобы регионы могли получить дополнительные средства для поддержки своих НКО. Тут мы видим некоторые сложности, к сожалению, далеко не во всех регионах эти конкурсы достаточно прозрачно организованы. Часто НКО жалуются, что побеждают одни и те же организации, аффилированные с властью. Жалуются на то, что хотелось бы больше объективности и беспристрастности в оценке заявок. Таким образом, региональную систему поддержки некоммерческих организаций нужно ещё совершенствовать.

Есть ещё много моментов, которые требуют совершенствования в плане законодательства. Например, мы считаем, что когда какие-то льготы предлагают малому и среднему бизнесу, то про НКО часто забывают. Когда разрабатывались меры поддержки НКО в пандемию, то не сразу пришло понимание, что им такие меры необходимы. В первую очередь подумали о бизнесе, а потом уже усилиями разных сторон вспомнили, что НКО тоже нужно поддерживать.

Важно, чтобы люди, которые принимают решения, помнили, что есть такой очень важный сегмент экономики, общественной жизни, как сектор некоммерческих организаций. Может, этот сектор и не столь многочисленный как бизнес, но он формирует ценностную основу общества. Те люди, которые работают в некоммерческих организациях, очень важны как носители определённых ценностных ориентиров.

Если говорить о налогах, то есть категория НКО, которые могут применять пониженные тарифы страховых взносов, но, к сожалению, эта мера поддержки так сложно устроена, что очень маленькое количество организаций ее реально может применить.