МОСКВА, 2 авг – РАПСИ, Диана Гуцул. Дела в отношении несовершеннолетних должны рассматриваться специальными независимыми судами, а следственные органы должны быть заинтересованы в применении к ним дисциплинарных, а не карательных мер наказания, такие предложения озвучили РАПСИ адвокаты в связи с публикацией Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Анны Кузнецовой о предварительном плане проекта Десятилетие детства.

В среду РАПСИ опубликовало первую авторскую колонку омбудсмена, в которой она рассказала о задачах Десятилетия детства, объявленного президентом Владимиром Путиным в мае этого года. Эксперты, опрошенные агентством, приветствуют планы уполномоченного уделять столь серьезное внимание вопросам улучшения качества жизни детей в России и озвучивают свои профессиональные пожелания.

Воспитание, а не наказание

Адвокат и мать четверых детей Людмила Айвар считает, что в России расследованием и рассмотрением дел в отношении несовершеннолетних должно заниматься специальное и самостоятельное судопроизводство. «Нельзя, чтобы суды общей юрисдикции, которые рассматривают убийства, разбои и насилие, рассматривали дела о преступлениях, которые совершили несовершеннолетние. В этом случае должна быть специальная система расследования. Это немного напоминает ювенальную юстицию, но у нас очень боятся этого слова, как огня. Ее рассматривают как право ребенка судиться с родителями, но это другое, это всего лишь орган, занимающийся профилактикой и расследованиями дел в отношении несовершеннолетних.  Это элемент ювенальной юстиции, который можно было бы внедрить», - говорит Айвар.

По мнению адвоката, такие суды должны быть независимыми и рассматривать только дела в отношении детей. «А почему нет? Есть гражданские, арбитражные суды. Сама процедура в таком случае должна быть другая, меры наказания в отношении несовершеннолетних должны быть изменены, это должны быть меры профилактики дальнейшего совершения преступления. Необходимы условия для работы осужденных несовершеннолетних, условия для получения ими образования в условиях лишения свободы. Ребенок не должен чувствовать себя асоциальным элементом, ведь многие совершают преступление по глупости, по недосмотру родителей. Мы не должны из детей растить профессиональных преступников, государство должно в рамках Десятилетия детства создать все условия для того, чтобы ребенок не остался без жилья, вне социума, без образования и без работы», - заключила Айвар.

Таким образом, эксперт поддерживает мнение омбудсмена Кузнецовой по поводу того, что колония должна стать, в первую очередь, местом воспитания и образования, а не наказания.

В свою очередь адвокат Александр Арутюнов считает, что колония должна быть не центром воспитания и образования, а все же местом исправления осужденных. «Когда мы наказываем человека, - не важно какого, а тем более несовершеннолетнего, - главное, исправить его, чтобы на свободе он не совершил еще одно преступление. Сегодня несовершеннолетние отбывают наказание в воспитательных колониях, но их работа должна быть кардинально перестроена. Необходимо, чтобы осужденные могли получать там образование, а для этого нужны школы, нужны настоящие учителя, а на это нужны средства. Нужно выделять на эти цели дополнительные деньги и предъявлять больше требований к людям, которые осуществляют надзор за осужденными детьми», - сказал Арутюнов.

Допросы и вопросы возраста

Его коллега Сергей Бадамшин сразу стал перечислять РАПСИ, какие проблемы требуют незамедлительного решения: «Стране нужны нормальные женские консультации, куда беременные женщины смогут попасть и наблюдаться, не сидя в огромных очередях с талоном в руках, где будет уровень медицинской помощи на уровне частных клиник. Нужен нормальный перинатальный центр, где дети не будут умирать и где будет ощущение праздника. Нормальные детские пособия нужны, которые помогали бы молодой или немолодой семье, нормальные детские поликлиники. А потом уже давайте заниматься более глобальными вещами».

По словам Бадамшина, Следственный комитет не проявляет желания принимать меры дисциплинарного наказания в отношении несовершеннолетних. «Эта практика не опробована и не отработан у нас. Кстати, хочу отметить, что в принципе, глава СК Александр Бастрыкин мог быть детским омбудсменом, потому что он выстроил очень хорошую работу по отработке заявлений о преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних. В этом плане СК огромные молодцы», - сказал адвокат и добавил, что пробелов в данном вопросе он не видит, он наблюдает «отсутствие правоприменительной практики» в делах в отношении несовершеннолетних. Эксперт уверен, что по отношению к несовершеннолетним необходимо применять не карательные меры, а воспитательные.

Адвокат Ярослав Пакулин рассказал, что недавно к нему обратилась мама 16-летней девушки, попавшей в неприятную ситуацию. «Для меня было откровением, что закон позволяет допрашивать таких без участия родителей. Я считаю, это недопустимо, поскольку дает большую почву для злоупотреблений со стороны следствия. Все допросы нужно производить только при участии адвоката и законного представителя, психолога. Даже если ребенок не против, так как это априори незрелое решение», - сказал Пакулин.

О необходимости внести изменения в УПК и УК РФ говорит адвокат Сталина Гуревич. «Необходимо прописать четкие критерии о применении воспитательных мер и освобождении от уголовной ответственности, надо расширить границы возраста привлечения к ответственности: за убийство несут ответственность с 14 лет, но в современном мире и в 18 лет умственно не достигший зрелости совершает преступление, а в 13 это делает зрелая личность, поэтому необходимы психолого-психиатрические экспертизы с целью установления реального физиологического возраста», - считает Гуревич. По мнению адвоката, колонии сейчас переполнены из-за отсутствия четких критериев применения воспитательных мер и нежелания судей учитывать их.

«Кроме того, я бы рассмотрела вопрос об экскурсиях в изоляторах. Может, под контролем психологов, но дети из неблагополучных семей, потенциальные преступники должны видеть, что у тюрьмы нет никакого флера романтики, что тюрьма – это плохо и грустно. На мой взгляд, это хороший метод профилактики», - заключила Гуревич.

Все эксперты выразили надежду на то, что омбудсмен Кузнецова обратит внимание на озвученные проблемы и в ходе реализации Десятилетия детства наметит пути их решения.