МОСКВА, 4 сен — РАПСИ, Елизавета Пономарева. Комиссия Общественной палаты (ОП) РФ по образованию подвела итоги горячей линии Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и выяснила, что больше всего жалоб от школьников поступило после экзаменов по истории и обществознанию, сообщает пресс-служба органа.

Выпускники отметили расхождения между содержанием учебников и экзаменационных вопросов. Школьники сообщали, что контрольно-измерительные материалы (КИМы) по истории России содержали задания, которые не обсуждаются на школьных уроках. "Речь идет о заданиях, выполнение которых опирается на работу с картой. А также с изображениями, содержащими исторические реалии: фотографиями монет, исторических объектов, марок. Экзаменуемые испытали трудности, когда обнаружили в материалах фотографии, которых ни разу не видели в учебниках и на уроках. К примеру, в задании говорится, что надо определить, к какому веку относится изображенный на снимке храм. Ребенок видит его впервые — в учебнике архитектурные стили были проиллюстрированы другими постройками", - отмечается в сообщении. 

Первый зампред комиссии ОП РФ по развитию образования и науки Людмила Дудова обратила внимание на то, что подобным заданиям почти не уделяется времени в школе, тогда как именно культура несет на себе "отпечатки времени" и ее необходимо изучать. С решением этой проблемы могут возникнуть трудности: включить в учебники больше картинок нельзя из-за ограничений по объему, также пособия сильно увеличатся в цене.

Сложная ситуация возникла и вокруг экзамена по обществознанию. Это третий по числу сдающих предмет, а по числу апелляций он занимает лидирующую позицию. Выпускников не устраивает отсутствие единых подходов к трактовке одних и тех же социальных явлений. Сообщается, что в одной из жалоб папа одной из школьниц привел сравнение определений демократии и индустриального общества в двух учебниках по обществознанию, они оказались разными.

"Устранить эти замечания возможно, сделав более гибкой систему оценивания ответов", — считает Дудова.

По мнению общественного деятеля, есть смысл предложить единый согласованный учебный перечень необходимых для освоения учеником терминов и понятий, увеличив в КИМах число заданий с развернутым ответом, как это сделали ранее разработчики экзамена по литературе.