МОСКВА, 29 сен – РАПСИ, Евгения Соколова. Число вторичных отказов от детей-сирот сократится в случае оказания семьям помощи в сложных ситуациях, считает Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова.

«Теоретически, условие об обязательном сопровождении можно включить в договор об установлении опеки, но лучше бы это было собственное желание приемного родителя», – цитирует омбудсмена пресс-служба аппарата.

В пятницу состоялось заседание Экспертного совета при уполномоченном, на котором присутствовали представители школ приемных родителей (ШПР).

В ходе встречи участники обсудили мотивы семей при возвращении ребенка в детский дом: «Причины могут быть разными, и это не всегда недоработка ШПР или недостаток сопровождения. Были ситуации, когда опекун перестал справляться со своими обязанностями из-за неожиданной тяжелой болезни. Кроме того, нельзя не учитывать, что вторичные отказы нередко происходят при родственной опеке, а бабушки и дедушки при её оформлении не проходят подготовку».

Директор Центра помощи семье и детям Кирилл Никитин, в свою очередь, отметил, что многие опекуны со временем перестают посещать встречи с другими родителями, ссылаясь на желание забыть, откуда «взялся» их ребенок. «В таких случаях «насильственная помощь» может принести семье больше вреда, чем пользы», – сказал он. Никитин также выразил мнение о том, что сотрудники ШПР и психологи сиротского учреждения должны с профессиональной позиции обсуждать возможную совместимость будущей семьи еще до организации первой встречи ребенка и потенциального родителя.

На мероприятии эксперты обсудили и проблему ухудшения профиля кандидата в приемные родители. Специалисты отметили, что в ШПР всё чаще приходят люди с психиатрическими отклонениями, отказать в обучении которым нельзя.«Приходится составлять для них индивидуальный план подготовки, а потом все равно давать отрицательное заключение, так как ребенка им доверять нельзя», – отметили представители школ.

Специалисты пришли к выводу о том, что направление в ШПР должны выдавать не органы опеки, а межведомственная районная комиссия. С одной стороны, для добропорядочных кандидатов подобное условие создаст определенные сложности – нужно будет преодолеть дополнительный «бюрократический» барьер, однако, с другой – такая проверка станет еще одним фильтром, защищающим детей от новой травмы, и даст потенциальным родителям проверить твердость своего намерения.