В Москве открылся окружной народный суд, в связи с чем председатель Верховного Революционного трибунала рассказал о плюсах и минусах новой судебной системы. Из любопытных моментов выяснилось, что советский суд не будет полностью отказываться от норм уложений 1864 года, так как «они не отменены и не противоречат революционному правосознанию». Неожиданным шагом стал запрет подавать кассации на оправдательные приговоры окружных народных судов, а также полное упразднение прокуратуры, которая вместо контроля за исполнением законов фактически подменила полицию.

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 5 сентября 1918 года.


 

Народный окружной суд. (Беседа с тов. Крыленко)

По поводу недавнего открытия Московского Народного Окружного Суда тов. Крыленко, в беседе так высказался о значении нового суда и его отличиях от прежних судебных учреждений:

— 26 августа, — говорит тов. Крыленко, — Московский Народный Окружной Суд, наконец, с значительным опозданием открылся. В других частях Советской Республики, по словам тов. Стучки, чуть ли не в двух третях ее уже довольно давно функционируют Окружные Народные Суды. В Москве, которая нуждается в таком суде может быть больше, чем все другие местности, суд, к сожалению, открылся только сейчас. Количество дел, подлежащих рассмотрению Окружного Народного Суда, колоссально. От одних старых судов осталось их до 10.000.

По декрету № 2 строение нового суда коренным образом отличается от старого, во-первых, присяжные заседатели заменены народными заседателями. В прежнем суде присяжные заседатели совещались отдельно от членов суда, и ставились вопросы, на которые они могли отвечать только «виновен» или «не виновен».

В нашем суде народные заседатели совещаются вместе с председателем суда. С точки зрения буржуазной науки, в этом случае всегда может быть оказано давление председателей суда на заседателей.

При том строении суда, который осуществлен сейчас, когда и заседатели, и председатель — лица, избранные Совдепами, а потому свободны от той формы давления на судейскую совесть, которая бывала раньше вследствие зависимости председателя суда от министерства — опасаться не приходится.

Другой упрек буржуазной науки, заключается в том, что наши судьи могут быть сменяемы в любой момент тем же Совдепом, который их избрал. Необоснованность этого упрека очевидна всякому, кто знаком с тем, как строился прежний суд. Так называемая судейская несменяемость на деле была всегда фиктивной, потому что, неугодный судья всегда переводился или выходил в отставку по приказу министерства — «по прошению»; иначе ему грозила дисциплинарная ответственность перед дисциплинарным присутствием совета.

Процесс Щегловитова обнаружил перед всеми ту обстановку, в которой подавались судьями эти прошения.
В нашем суде и заседатели, и судьи близко стоят к трудовым массам и говорить о минусах нашей «сменяемости» смешно.

Состав суда: 12 очередных заседателей и председатель.

В решениях так же, как и в процессуальной стороне ведения дела, новый суд будет руководствоваться уставами 1864 г. и существующими уголовными и гражданскими законами, поскольку они не отменены и не противоречат революционному правосознанию.

В этом также заключается один из плюсов нового суда, так как, руководствуясь в общем прежними нормами, суды располагают большим просторам революционного правотворчества, они могут очищать Авгиевы конюшни старых уложений о наказаниях и уголовных уложений.

Нет ни малейшего сомнения, что практика новых судов даст богатый материал для последующего затем зафиксирования Комиссариатом Юстиции того нового, что внесла революция в старое уголовное и процессуальное право.

Нужно отметить, в числе коренных реформ, уже проведенных в жизнь — отмену прежнего порядка назначения присяжных заседателей, теперь заседателями будут по преимуществу рабочие – представители трудовых масс, далее важны свобода выступления в качестве защитников или обвинителей всех непорочных граждан, и полное упразднение прокуратуры со всеми ее прежними недостатками, приближавшими ее к полиции.

Подсудность дел Окружным Судом определена декретом № 2; к их компетенции отнесены все преступления, неподсудные местным судам и трибуналам.

Учреждением кассационных судов в Москве будет исчерпана вся система новых судебных установлений. Окружные Народные Суды состоят из гражданских и уголовных отделов и являются единым, общим и равным для всех судом.

К Народному Окружному Суду применены и все принципы, введенные декретом № 1, а именно: допущение защиты в стадии предварительного следствия, независимость и коллегиальность следственных властей, гласность и доступность процесса.

Декретом № 3 — в ведение Окружных Судов переданы все дела о спекуляции и взяточничестве; это дает возможность каждому гражданину преследовать любое лицо за взяточничество. В этом декрете, № 3, отразилась тенденция Комиссариата Юстиции ограничить компетенцию трибуналов, как особо исключительных судов, областью борьбы с контр-революцией.

Следует отметить, что в отличие от трибуналов в Окружных Судах введена недопустимость кассации приговоров оправдательных, или по поводу смягчения наказания.

Новый Окружной Суд, как и суд местный, является судом народным, в полном смысле этого слова, независимым, гласным и свободным от всех, раньше обязательных, мелочных процессуальных форм, которые заставляли население бояться суда и часто ставили судьбу процесса в зависимости от случайной оплошности, или наоборот, изворотливости адвокатуры или прокуратуры.

Важна простота в том отношении, что по всем делам устанавливаются единые сроки для обжалования или подачи протестов на определение суда.

Единственной помехой на пути нового суда является то, что едва ли можно надеяться на скорое судопроизводство при теперешнем недостатке людей и той массе дел, которые остались от прежних судов.

Буржуазная адвокатура и деятели старых судов по-прежнему держатся точки зрения бойкота и саботажа, и не хотят помочь рабочему классу.

Можно приветствовать меры местного совета народного суда, запрещающий адвокатам старых судов участвовать в процессах и ограничивающие бешенные гонорары, защитников, которые за последнее время наблюдались в отдельных процессах.

Желательно, как можно большее распространение среди рабочих тех сборников о суде, которые издаются Комиссариатом Юстиции; в них изложены принципы и основы нового суда и также те указания, которые необходимы всякому судебному деятелю. Третий номер этих сборников должен выйти на днях.

Новый суд вполне станет на ноги только тогда, когда придут деятели из недр рабочего класса, а не представители старой адвокатуры и магистратуры, привыкшие работать при старом режиме, с его старыми устоями и формалистикой.

При новом Окружном Суде будет коллегия правозаступников, из среды которой будут выдвигаться как обвинители, так и защитники.

(Известия Ц. И. К.)

Подготовил Евгений Новиков


*Стилистика и пунктуация публикаций сохранены