МОСКВА, 27 ноя — РАПСИ. Роспотребнадзор пояснил, что нужно знать туристу, попавшему в ДТП за границей.

Все реальные и обоснованные расходы потребителей (на лечение, перевозку любым видом транспорта, оказание юридических услуг, услуг переводчиков, услуг связи) должны быть компенсированы туроператором (или страховой компанией) если чрезвычайное происшествие произошло в рамках услуг, включенных в турпродукт (это как правило, перелет, размещение, трансфер, поездки с гидом-переводчиком). Возмещаются также убытки потребителей, связанные с утратой имущества. Кроме того, потребитель вправе требовать компенсации морального вреда и снижения стоимости оплаченных услуг (туристского продукта).

В соответствии со статьей 6 закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» турист имеет право на обеспечение как личной безопасности, так и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи. Статья 7 закона «О защите прав потребителей» также предусматривает, что потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее оказания была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя.

Статья 9 закона об основах туристской деятельности в РФ предусматривает, что туроператор отвечает перед туристом или иным заказчиком за действия (бездействие) третьих лиц, оказывающих услуги, входящие в туристский продукт, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ не установлено, что ответственность перед туристом или иным заказчиком несет третье лицо.

Указанное означает, что если ДТП произошло с участием иностранного перевозчика, услуги которого включены в туристский продукт (в договоре указаны обязательства туроператора по организации трансфера, автобусных туров, автомобильных перевозок, иных поездок), то к туроператору могут быть заявлены требования, предусмотренные законом «О защите прав потребителей».

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности услуг, подлежит возмещению исполнителем соответствующих услуг в полном объеме в соответствии со статьей 14 закона «О защите прав потребителей». Право требовать возмещения такого вреда признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем услуги или нет.

В связи с тем, что каждый турист, как правило, обладает страховкой от рисков, связанных с совершением путешествия, он имеет право обратиться в страховую компанию за соответствующими выплатами, которые могут касаться компенсации следующих затрат:

- на оплату медицинской помощи в экстренной и неотложной формах, оказанной туристу на территории страны временного пребывания;

- на оплату медицинской эвакуации.

Договор страхования может также предусматривать выплаты в связи с утратой личного имущества или возмещений, покрывающих иные убытки туриста. Если убытки потребителя не покрыты страховыми выплатами, то соответствующие требования (например, компенсация за утраченные личные вещи, одежду, компьютерную технику, фотоаппаратуру и пр.) могут быть адресованы непосредственно туроператору.

Кроме того, на основании статьи 29 закона о защите прав потребителей пострадавший вправе предъявить исполнителю требования о соответствующем уменьшении цены оказанной услуги.

Роспотребнадзор обращает внимание потребителей, что выплаты, связанные с возмещением вреда и перерасчетом стоимости турпродукта, не лишают туриста права требовать от туроператора возмещения упущенной выгоды и (или) морального вреда. Размер компенсации морального вреда определяется судом, исходя из характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда.

Иск о защите прав потребителей можно подать в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика, либо по месту заключения договора. При обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав (при цене иска менее 1 миллиона рублей). 

Если потребителям будет отказано в удовлетворении законных требованиях со стороны туроператора, то Роспотребнадзор рассмотрит возможность подачи группового иска в защиту потребителей туристских услуг в рамках нового полномочия, которым служба была наделена с 1 октября 2019 года (в связи с внесением изменений в подпункт 7 пункта 4 статьи 40 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»).