МОСКВА, 31 янв — РАПСИ. Оценка «рыночной стоимости» юридической помощи не имеет практического смысла и правового значения, пришла к выводу Федеральная палата адвокатов РФ после проведённого исследования. 

«Даже самое глубокое многостороннее исследование (этого вопроса) может позволить прийти лишь к весьма приблизительным значениям, при этом значительная часть необходимой информации может оказаться недоступной исследователю, производящему «оценку», в силу установленных законодательством требований к соблюдению адвокатской тайны», — указывает ФПА. 

Кроме того, при «оценке» размера гонорара адвоката на предмет его соответствия некоей «рыночной стоимости» придется принимать во внимание широкий комплекс обстоятельств, поскольку ценообразование на рынке юридической помощи является многофакторным, но при этом сугубо индивидуальным, в том числе и субъективным, учитывающим роль личности, оказывающей юридические услуги, отмечают в Федеральной палате. 

В правовой позиции подчеркивается сугубо лично доверительный, фидуциарный характер отношений адвоката и доверителя, связанный со спецификой правового статуса адвоката и адвокатской деятельности. 

«Поэтому выбор адвоката обусловлен не только размером его гонорара, но и его специализацией, репутацией, прежними взаимоотношениями с доверителем и так далее», — поясняют в ФПА. 

Также значительные различия в стоимости юридической помощи зависят от категории адвокатского образования и территории, где эта помощь оказывается.

Определенное влияние на размер гонорара может иметь цена иска. Вместе с тем требования доверителя (или предъявленные ему претензии) могут не иметь непосредственной денежной оценки или такая оценка может быть невелика, но при этом суммарный экономический или иной значимый для заказчика эффект, связанный с данным спором, может существенно превышать цену иска и даже оказывать решающее влияние на бизнес доверителя, указывает ФПА. 

«В отсутствие единых тарифов на оказание юридической помощи любая цена, предложенная оценщиком, является лишь средней, или сопоставимой, или сравнимой, что само по себе предполагает наличие иной цены, в разы отличающейся от оценочной как в меньшую, так и в большую сторону», — отмечается в документе.