МОСКВА, 16 фев — РАПСИ. В Санкт-Петербурге проходит полуфинал профессионального конкурса «Учитель будущего» для участников из Северо-Западного федерального округа. В региональный этап вышло 50 команд, в том числе педагоги из школы-интерната №31 для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Корреспондент РАПСИ пообщалась с командой и узнала о специфике работы школы, проблемах с образовательными стандартами и навыках, которыми должен обладать учитель будущего.

В школе — учиться и спать

Ирина Воропаева, Надежда Плишкина и Мария Кренделева работают в школе-интернате №31 Невского района Санкт-Петербурга, где учатся дети с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, а также с интеллектуальными нарушениями).

Учреждение осуществляет обучение в очной форме, однако для учеников из дальних районов при школе функционирует интернат. «Таких школ в городе всего четыре и две в области, поэтому нельзя принимать обучающихся строго по территориальному признаку. Но детям, проживающим в области, ездить к нам каждый день физически невозможно, и они остаются у нас на ночь», — рассказывает лидер команды, учитель коррекционно-развивающих занятий Ирина Воропаева.

По ее словам, работа в школе организована круглосуточно: с утра работает учитель, во второй половине дня — воспитатель, имеющий сурдобразование, а ночью — дежурный, который присматривают за детьми. «Сейчас у нас обучается 185 детей, из них 20 — на дому, то есть к ним приезжают педагоги или они приходят на какие-то определенные занятия, если позволяет состояние здоровья. В школе около 25 классов, в каждом из которых в соответствии с СанПиН от 6 до 8 учеников», — уточняет Воропаева.

Прием в школу осуществляется по заключениям Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК). Существует несколько вариантов обучения, которые делятся согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования: 1.2 – для глухих детей, 1.3 – глухих с интеллектуальными нарушениями, 1.4 – с нарушениями слуха и тяжелыми множественными нарушениями, 2.2 – для слабослышащих, 2.3 - слабослышащих с интеллектуальными нарушениями и 5.2 - тяжелыми нарушениями речи.

Стандарты без методики

Главной проблемой в данной сфере образования, по словам участников, является наличие обязательных стандартов, которые не имеют своей методики. «Со следующего года в пятом классе у глухих и слабослышащих детей вводится обязательный английский язык с оценочной системой. У нас нет специалистов, у нас нет учебников, у нас нет методики, но мы должны реализовывать это уже со следующего года», — говорит учитель-дефектолог Надежда Плишкина.

Кроме того, со следующего года дети, которые имеют нарушения слуха и интеллектуальные нарушения, должны учиться по программе для умственно отсталых детей. «Это не совсем правильно, потому что этот стандарт и стандарт для детей с нарушением слуха — разные вещи. И также нет программ, специальных учебников, рабочих тетрадей, мы должны запустить все сами. И в целом нет специальных учебников, которые бы вошли в федеральный перечень, которые мы могли бы официально использовать. Примерные рабочие программы есть только для подготовительного и первого классов. Когда они разработаются — непонятно», — отмечает Воропаева.

По мнению педагогов, для решения этих проблем все должно быть закреплено на федеральном уровне. «Мы как педагоги готовы исполнять, если это будет решено и закреплено на федеральном уровне со стороны Министерства просвещения. Есть рекомендации, есть методические пособия, мы их строго учитываем и используем все средства, но, если это будет закреплено на законодательном уровне, нам будет проще. У нас будет меньше вопросов, нам четко скажут — вот ваш учебник, вот ваша программа», — говорит лидер команды. 

Учитель без бумаг и отчётов

По словам учителя начальных классов Марии Кренделевой, сегодня коррекционным школам сложно «высказываться на общем образовательном поле» (в полуфинале СЗФО учреждение единственное в этой категории — прим. ред.). Однако Воропаева считает, что неважно, коррекционный ты педагог или нет: «общие тенденции, которые есть в образовании, они у нас могут реализовываться, и мы должны их знать. Коррекционная педагогика не должна быть отдельно от всей системы образования, она должна быть в нее органично включена, соответственно, педагог, должен владеть всем — как специальной методикой, так и общей».

Ее коллега Надежда Плишкина отмечает, что учитель будущего — это человек, у которого есть свободное время для творческого полета и создания чего-то интересного для детей. «Это человек, который не загружен бумагами и отчетами. Он просто приходит и творит. Он дает детям свою энергию, знания и позитив. У нас все живут работой, в коррекционной педагогике, если ты не любишь свое дело, то ты здесь долго не задерживаешься, однако очень много сил и времени уходит на бумажную волокиту», — поясняет учитель-дефектолог.

Профессиональный конкурс «Учитель будущего» направлен на выявление лучших современных педагогических практик, инновационных подходов в образовании, а также на самореализацию педагогических кадров. Его цель — поддержка и продвижение команд учителей, которые умеют работать сообща и готовы применять современные практики в своей работе.

По итогам конкурса будет сформировано сообщество учителей будущего из числа полуфиналистов и финалистов конкурса. Члены сообщества получат возможность участия в образовательных событиях на базе мастерской управления «Сенеж» — образовательного центра АНО «Россия — страна возможностей», а также в ключевых событиях сферы образования.

Конкурс реализуется президентской платформой «Россия — страна возможностей» при поддержке Минпросвещения России. Оргкомитет проекта возглавляет заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова.