МОСКВА, 19 мая — РАПСИ. Какие изменения в избирательном процессе предлагаются законопроектами Госдумы, зачем нужно совершенствовать формы голосования и при чем тут борьба с фальсификацией подписей, обсудили эксперты Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» (НОМ).

В среду, 20 мая, Совет Федерации рассмотрит законопроекты, которые предусматривают ряд изменений избирательного законодательства в части уточнения требований к кандидатам, совершенствования организации процедур выборов и референдумов, а также внедрения новых цифровых технологий.

Голосование по почте и онлайн

Госдума одобрила поправки, согласно которым устанавливается возможность голосования по почте и посредством дистанционного электронного голосования на федеральном уровне. Случаи и порядок такого голосования будет устанавливать Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК). Поправки предлагается внести в закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Эксперты НОМ считают, что, предлагая такой формат голосования, законодатель принимает меры, чтобы избирательные права граждан были выполнены в любых условиях, в том числе в пандемию. «Нововведения в избирательное законодательство, которое предусматривает голосование по почте и в дистанционном электронном формате, сегодня направлены в первую очередь на защиту жизни и здоровья граждан России. Также мы можем говорить, что эти нововведения способствуют снижению нагрузки на участки для голосований и в какой-то мере, может быть, оптимизации всей избирательной системы», — сказала председатель движения «Корпус «За чистые выборы», исполнительный директор Ассоциации НОМ Алёна Булгакова.

Она добавила, что в РФ есть опыт голосования по почте: «Ранее возможность почтового голосования могла быть установлена региональным законодательством. Порядка пяти регионов приняли его на уровне субъектов, и мы можем говорить о том, что у нас есть успешный опыт проведения, например, в Санкт-Петербурге, в Ярославской области, в Свердловской области».

По мнению профессора Высшей школы экономики Олега Матвейчева, избирательная система не должна отставать от тенденций развития современного общества. «Общество стремительно цифровизируется. С каждым днём появляются различные новые сервисы, избирательная система должна не отставать, а опережать», — считает он.

Однако, как отмечает сопредседатель Ассоциации «Гражданский контроль», член СПЧ Александр Брод, необходимо разработать механизм защиты персональных данных граждан, а также не допустить накруток и вторжения в новую систему голосования. «Самое главное для нас, правозащитников и общественников, продумать механизмы, как защитить персональные данные, как защитить эти новые формы голосования от накруток, от вторжения, от административного давления, как сохранить тайну голосования и волеизъявления граждан», - пояснил член СПЧ добавив, что, если законопроект будет принят, правозащитники и общественники включатся в обсуждение этой проблематики вместе с ЦИК, чтобы выработать соответствующие документы и дорожную карту по защите избирательных прав граждан в этом направлении.

Дистанционный сбор подписей 

Законопроект Госдумы также устанавливает возможность дистанционного сбора подписей через единый портал государственных и муниципальных услуг (Госуслуги). Однако количество таких подписей не должно превышать 50% от общего числа. Кроме того, для исключения ошибок при изготовлении подписных листов устанавливается обязанность комиссии, организующей соответствующие выборы, утвердить образец заполнения подписного листа. При проставлении подписи и даты избиратель должен собственноручно вносить в лист свои фамилию, имя и отчество.

По мнению руководителя рабочей группы Общественной палаты (ОП) РФ по общественному контролю за голосованием Максима Григорьева, законопроект сможет решить ряд проблем, связанных с фальсификацией подписей. «Раньше в регионах была ситуациях, когда использовались некие придирки к кандидатам. Например, снимали часть подписей, когда пропущены буквы в названии улиц, указано старое место жительства гражданина, неправильное указание органа власти, должности выборного лица. С другой стороны, была совершенно обратная ситуация, когда массово сдавались фальсифицированные подписи. [...]. Вот эти проблемы, на мой взгляд, в значительной мере решаются законопроектом, по крайней мере, наполовину, так как 50% подписей можно будет собирать через единый портал, где уже все данные учтены и нет сомнений в их достоверности», — сказал член ОП РФ.

Григорьев также отметил, что законопроект снимает излишние требования к оформлению: «В нем учтено, что неточное указание в подписном листе наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ и так далее не может служить основанием для признания подписей избирателей, участников референдума недействительными», — сказал эксперт.

Ответственный секретарь СПЧ, председатель Ассоциации НОМ Александр Точенов добавил, что ЦИК, не дожидаясь принятия закона, составила соглашение с МВД о порядке предоставления информации, касающейся причин, по которым те или иные подписи «забракованы»: «Тогда можно точно понимать — это техническая ошибка или нет, то есть процесс идет уже».

Избирать честных кандидатов

Накануне Госдума РФ также приняла законопроект, которым вводится запрет баллотироваться на любые выборные должности для кандидатов, ранее осужденных за ряд преступлений средней тяжести. До принятия поправок запрет действовал только по тяжким и особо тяжким статьям. Запрет будет действовать в течение пяти лет после снятия судимости.

«Преступления средней тяжести [из перечня ГД] имеют достаточно тяжкий состав, например, убийство матерью новорожденного ребенка, убийство двух или более лиц, совершенное в состоянии аффекта, склонение к совершению самоубийства, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью — вот до сих пор эти люди, как только выходили из мест лишения свободы, могли начинать свою избирательную кампанию. Нет, давайте все-таки еще раз подумаем, пускай они пройдут процесс ресоциализации и поймут, для чего все-таки объединились в рамках своих общественных отношений [...] и после этого, конечно, можно будет выдвигаться на выборы», — считает председатель Совета российского общественного института избирательного права, член СПЧ Игорь Борисов.

По его мнению, выдвигать нужно максимально честных кандидатов. «Преступность, которой были открыты двери в 90 годах на выборах в качестве представителей народа, не должна повторяться. Мы должны избирать максимально честных кандидатов, которые бы не обманывали своих избирателей, а работал бы на благо народа и государства», — сказал член Совета.

Председатель Ассоциации» НОМ, в свою очередь, напомнил, что изначально данная инициатива вызвала дискуссию, так как в перечень ограничений попала «дадинская статья» (212.1. УК РФ «Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»): «По этой статье сейчас Совет работает над тем, чтобы подготовить законопроект о переводе ее от уголовной ответственности к административной», — подчеркнул Точенов