МОСКВА, 10 апр - РАПСИ. Президент РФ на очередной встрече в формате "открытого правительства" высказался за введение института прокурора по защите прав бизнесменов и подчеркнул необходимость провести приватизацию в полном объеме, признав, что решения в этой сфере нередко "размываются".

Прошедшая во вторник встреча Дмитрия Медведева с экспертами была посвящена сокращению присутствия государства в экономике, развитию антимонопольных правил и улучшению инвестклимата. По итогам глава государства подписал пакет поручений по борьбе с коррупцией.

Набраться мужества

Во время встречи эксперты "открытого правительства" отметили, что избыточное присутствие государства в экономике является одним из основных факторов, препятствующих развитию конкуренции в России. В частности, президент ОАО "ММВБ-РТС" Рубен Аганбегян привел данные, согласно которым в настоящее время десять крупнейших по капитализации российских компаний на 60% контролируются государством, а из 20 крупнейших - 54% находятся под госконтролем. При этом в статистике не учтены непубличные компании, такие как ОАО "РЖД", еще не вышедшие на рынок.

Президент, комментируя эту проблему, признал, что принятые решения о приватизации часто "размываются".

"Правительству нужно набраться мужества и провести приватизацию в полном объеме - вот как утвердили по пунктам, так и провести. Если этого не сделать, это означает, что приватизации не будет", - сказал он.

Медведев отметил, что решения о приватизации затем зачастую тормозятся лоббистами.

При обсуждении вопросов приватизации экс-зампред ЦБ РФ Сергей Алексашенко предложил ускоренно решить вопрос с приватизацией ВТБ и ВЭБа. Глава государства заявил, что не видит препятствий для приватизации ВТБ и коммерческой части ВЭБа, отметив, что вопрос только в темпах и сроках. Медведев также поддержал идею поэтапного доведения доли независимых директоров в контролируемых государством акционерных обществах до 100%. Он отметил, что независимые директора должны полностью заместить государственных служащих.

Непрофильные активы

Среди мер, предлагаемых участниками встречи для ограничения избыточного участия государства в экономике, было озвучено и предложение запретить покупку госкомпаниями непрофильных активов. Глава государства признал наличие в этой сфере проблем, но высказался против полного запрета. В качестве альтернативы он предложил сделать обязательным получение разрешения властей на такую покупку.

"Я думаю, что попробовать сделать что-то можно, но не просто ввести запрет, потому что запрет в данном случае будут стараться обходить. Я считаю, что можно было бы пойти по другому пути - допустим, на такого рода приобретения нужно давать какое-то высочайшее согласие или в форме решения правительства, или в форме решения министерства, причем это должно делать абсолютно публично, чтобы было видно, что такая-то компания решила приобрести средства массовой информации или еще что-то", - сказал Медведев.

Ранее глава государства поручил подготовить предложения по ограничению возможности госкомпаний приобретать доли компаний, работающих в конкурентных секторах экономики. Минэкономразвития в ответ предложило законодательно запретить проводить такие сделки без соответствующего решения правительства.

Медведев признал, что вне зависимости от мотивации таких покупок, они приводят к "расползанию" государственной собственности, причем зачастую - на те сферы деятельности, которые к основному бизнесу госкомпании не имеют отношения. Он поддержал идею создания программы избавления госкомпаний от непрофильных активов.

Поручение правительству проработать вопрос ускоренного сокращения непрофильных активов госкомпаний президент давал еще в декабре 2011 года.

В конце марта 2012 года глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина сообщала, что на тот момент программы выхода из непрофильных активов были утверждены только в 41 стратегической компании и в 76 акционерных обществах, не включенных в перечень стратегических. Министр обещала представить в правительство обобщенный доклад по вопросам отчуждения непрофильных активов у компаний с госучастием.

Амнистия для бизнеса

В ходе встречи большое внимание было уделено законодательству, влияющему на бизнес, и его возможной корректировке. В частности, участники встречи отметили, что в России к уголовной ответственности привлекался каждый шестой предприниматель, а также указывали на факты, когда, по их мнению, привлечение к ответственности происходило необоснованно.

Медведев не поверил в эти данные, отметив, что их можно проверить.

"Я звонил в правоохранительные ведомства для того, чтобы понять - это правда или нет. Потому что если это правда, то это катастрофа. У меня все-таки ощущение, что эта цифра виртуальна, я имею в виду, что каждый шестой предприниматель привлекался к уголовной ответственности", - сказал Медведев, комментируя выступление участника встречи, который озвучил эти цифры.

При этом он еще раз подчеркнул, что если соответствует действительности информация о том, что каждый шестой предприниматель привлекался к уголовной ответственности (в качестве подозреваемых, обвиняемых), "то это тяжелейший показатель". В этом случае, по словам президента, проблема требует радикальных мер.

Комментируя предложение объявить широкую амнистию бизнесменам, в частности тем, которые сидят по уже декриминализированным статьям, Медведев отметил, что этот шаг можно продумать, но апеллировать нужно к Госдуме, поскольку такие вопросы решает парламент.

Госдума наделена правом объявления амнистии в соответствии со статьей 103 Конституции РФ.

В ходе встречи вице-президент "Деловой России" Андрей Назаров также предложил раздробить статью "мошенничество" на несколько норм, в частности мошенничество в строительстве и банковской сфере. Он отметил, что в законодательстве европейских стран порядка 20 статей о мошенничестве.

Медведев не исключил возможность такого решения.

"Я знаю, что, действительно, статья 159 (мошенничество) используется по-разному, в том числе является предметом манипулирования. Я не уверен, что ее можно разделить на отдельные статьи, но если это можно, если это принесет эффект... я не против. Меня единственное что смущает - боюсь, что после деления этой статьи на несколько специальных составов, общее количество людей, которые будут привлекаться, увеличится", - сказал Медведев.

По его словам, этот вопрос нужно проанализировать и "просчитать эффект в уголовно-политической сфере". "Если это имеет смысл, то можно сделать", - отметил президент.

Он также согласился с предложением о назначении наказания, не связанного с лишением свободы, лицам, впервые совершившим преступление, при возмещении ими ущерба.

Президент также отметил, что приветствовал бы сокращение сроков погашения судимости за экономические преступления.

Прокурор или омбудсмен?

Эксперты "открытого правительства" также предложили создать институт уполномоченного по правам предпринимателей и наделить его определенными административными полномочиями. Президент выступил с встречным предложением - создать должность прокурора и специальное подразделение по защите прав предпринимателей.

"У нас есть прокуратура разная, специализированная. Может быть, создать специальное подразделение, которое будет заниматься защитой прав предпринимателей и тем самым изменить и мышление людей, которые работают в правоохранительных органах? Это тоже очень важно", - сказал он, предложив обсудить эту идею наряду с предложением по созданию уполномоченного по правам предпринимателей.

При этом Медведев выразил сомнения в эффективности учреждения должности уполномоченного по защите прав предпринимателей.

"Надо, чтобы этого уполномоченного слушали. У нас есть различные уполномоченные и по правам человека, и по правам ребенка. Где-то их вмешательство приводит к результату, где-то, скажем откровенно, их просто посылают. Поэтому нужно взвесить, насколько институт их вмешательства действенен. У меня нет уверенности, что это будет так. А как ни крути, но прокурор - это прокурор. У него есть различные меры административного воздействия, прокурорского реагирования", - сказал президент.

По его словам, чтобы у уполномоченного появилась административная компетенция, необходимо внести изменения в большое количество законов. Без придания омбудсмену по защите прав предпринимателей полномочий по приостановлению действия подзаконных актов и вмешательству в правоохранительную деятельность этот институт работать не будет, отметил Медведев.

"А если мы ему дадим такие полномочия, то это и будет прокурор", - сказал он.

В то же время президент отметил, что при создании соответствующего подразделения или должности в рамках прокуратуры "это должна быть отдельная абсолютно фигура, может быть, подотчетная только Генеральному прокурору".

ВПК: пора навести порядок

В ходе встречи затрагивалась и проблематика конкретных отраслей экономики, в частности, развитие конкуренции в военно-промышленном комплексе. Медведев заявил, что даст набор поручений в этой связи и согласился с шестью предложениями, которые озвучил во вторник на встрече президент "Объединенной судостроительной корпорации" Роман Троценко.

В частности, Троценко предложил создать условия для развития конкуренции на всех этапах создания продукта, при проектировании установить требование возможности выполнения каждого элемента конечной продукции тремя-четырьмя исполнителями. Он считает необходимым наращивать в гособоронзаказе долю малого и среднего бизнеса и установить соответствующие целевые показатели.

Для обеспечения равного доступа всех производителей к документации Троценко предлагает создать при правительстве РФ специальное агентство и передать ему все интеллектуальные права на финансируемые в рамках гособоронзаказа исследования.

Кроме того, по мнению президента ОСК, необходимо радикально сократить мобилизационные мощности предприятий и полностью включить расходы на их поддержание в гособоронзаказ. Шестое предложение, озвученное Троценко, предполагает пересмотр порядка лицензирования и секретности при разработке и производстве продукции для нужд ВПК.

"Я бы считал возможным постараться по всем этим шести предложениям подготовить поручение об изменении действующих правил", - заявил Медведев, комментируя предложения.

"Там пора наводить порядок и, естественно, решения должны изменить и характер взаимоотношений между министерством обороны, разработчиками военной продукции и военной техники, и производителями", - добавил он.