Наказание в виде лишения свободы является наиболее строгим, однако цели и задачи пенитенциарной системы России направлены на то, чтобы как можно меньше вышедших на свободу людей возвращались в тюрьму или оказывались на скамье подсудимых.

По состоянию на июль 2017 года в учреждениях уголовно-исполнительной системы России отбывают наказание более 500 тысяч человек, а за 2016 год за преступления были осуждены 740 тысяч человек. Таким образом, вопросы исправления напрямую затрагивают сотни тысяч человек. Центр стратегических разработок (ЦСР) изучил политику иностранных государств в сфере функционирования и развития пенитенциарных систем. Как считают авторы исследования «Пенитенциарные системы и пенитенциарные реформы в зарубежных странах», зарубежный опыт может оказаться полезным для России.

Нужно ли России снижать число заключенных?

По показателю икарцерации — числа лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях на 100 тысяч населения (448 человек), Россия уступает только США: (693 человек) по данным на 2014 год. С 2000 года показатель инкарцерации в нашей стране снизился с 683 до 448 человек, однако в Англии и Уэльсе, где обстановка с заключенными считается напряженной по европейским меркам, данный показатель составляет всего 149 человек.

Можно ли говорить о том, что показатель инкарцерации объективно свидетельствует о развитии пенитенциарной системы: чем он ниже, тем эффективнее государство работает с осужденными?

Как отмечают авторы доклада ЦСР, в каждой стране своя методика подсчета, что затрудняет объективность сравнения. Однако даже с поправкой на способ ведения подсчетов есть еще один важный показатель – количество рецидивов преступлений. Статистика ФСИН говорит о том, что на 2016 год из 500 тысяч заключенных в РФ, 325 тысяч были приговорены к лишению свободы как минимум второй раз. Проблема возвращения в тюрьмы граждан, отбывших наказание, является общей, на что указывают данные исследования ЦСР. В Англии и ряде европейских стран уровень рецидивов держится на уровне 40-50%, в США в 2005 году 76,6% освобожденных из мест лишения свободы были вновь арестованы в течение 5 лет.

Ссылаясь на данные исследований, проведенные в разных странах, авторы доклада ЦСР заявляют о том, что тюремное заключение не помогает бороться с рецидивами преступлений, в то же время гуманизация уголовной политики не приводит к росту преступности. Поэтому низкое количество заключенных указывается в качестве одного из показателя эффективности пенитенциарной системы.

Как высокий уровень неоднократно судимых граждан и лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, должен влиять на политику государства? В докладе ЦСР говорится о том, что в США основная задача пенитенциарной системы — оградить общество от преступников, откуда и самый высокий показатель в мире по количеству  заключенных.

В России принята утвержденная Правительством «Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года». Описывая цели и задачи деятельности пенитенциарной системы, документ оперирует такими понятиями, как «ресоциализация осужденных», «стимулирование правопослушного поведения граждан», «предотвращение рецидива преступлений». Доклад ЦСР подробно описывает опыт ряда европейских государств, добившихся успеха в претворении в жизнь аналогичной политики, в большинстве случаев сопряженной с сокращением числа заключенных.

Европейский опыт

Подведомственность  государственных исправительных учреждений почти не влияет на ее эффективность , считают эксперты. Однако во многих странах пенитенциарная система не ограничивается государственными учреждениями. Частные тюрьмы скорее редкость, негосударственные организации гораздо чаще и активнее участвуют в процессе перевоспитания. Одно из нововведений последних лет — программы «социальных облигаций», в которых участвуют бизнес, некоммерческие организации и государство. Суть данных мероприятий в том, что инвестор вкладывает средства в проекты по достижению социально значимых целей, например, по снижению рецидивизма. Если проект выходит на нужные показатели, государство выплачивает инвестору его деньги с процентами. В Великобритании программы подобного рода были признаны способными давать положительный результат.

Пример с вовлечением негосударственных организаций в деятельность по исправлению осужденных показывает, что пенитенциарная система может получать дополнительные возможности за счет гибкости. Разнообразие применяемых средств может проявляться и при работе с заключенными и лицами, отбывшими наказание. Одним из главных принципов эффективной деятельности является дифференцированный подход , согласно которому для успешного возвращения в общество и профилактики рецидивов нужно учитывать ряд факторов. Исследователи выделяют группы риска, такие как: неграмотность, насилие в семье, тяжелое материальное положение, отсутствие трудового опыта. Выделяют множество групп заключенных по признакам семейного положения, пола, возраста, совершенных ими преступлений, здоровья, уровня образования и многих других. Наиболее плодотворная работа по исправлению предполагает индивидуальный подход к лицам, отбывающим наказание.

Насколько это может быть эффективно? В докладе ЦСР приводится пример немецкой земли Шлезвиг-Гольштейн в которой количество заключенных ниже среднего по стране. По мнению региональных чиновников, ответственных за работу исправительных учреждений, нужно избегать тюремного заключения всегда, когда это возможно. Одна из широко применяемых альтернативных мер - пробация, суть которой в помещении условно осужденного под надзор специальных органов (служб). Работа в службах пробации земли Шлезвиг-Гольштейн как для чиновников, так и для сотрудников НКО требует профильного университетского образования. К персоналу тюрем также предъявляются высокие требования. Все эти факторы вкупе с приоритетом реабилитации осужденных, по мнению ЦСР, привели к улучшению статистики по рецидивизму в рассматриваемом регионе.

Авторы доклада считают наиболее показательным пример Финляндии, где уровень инкарцерации снизился со 180 человек в 1950 году до 57 человек в 2014 году. При этом рост числа преступлений в Финляндии оставался на уровне, сопоставимом с соседними странами, где не принималось мер по сокращению количества заключенных. Как следует из доклада, в указанный период финны существенно пересмотрели уголовную политику. Среди принятых мер — декриминализация либо смягчение наказаний за ряд ненасильственных деяний, расширение условно-досрочного освобождения, отказ от широкого применения превентивных мер в виде заключения под стражу, амнистии, изменение порядка назначения наказаний в сторону их смягчения.

Процесс отбытия наказания в исправительных учреждениях описывается как гуманный и предполагающий минимальную степень отчуждения от общества. Из 28 тюрем Финляндии 12 открытых. В них нет охраны, а заключенные могут покидать территорию в дневное время — например, для выхода на работу, посещения врача, церкви и даже совершения покупок.

Исследование ЦСР подробно описывает опыт европейских государств в построении пенитенциарных систем, ориентированных на возвращение отбывших граждан к законопослушному образу жизни. Опыт зарубежных стран можно считать успешным, поскольку он подтверждается данными статистики в том, числе уровнем преступности и количеством заключенных.

Исходя из положений «Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» можно сделать вывод, что государство в первую очередь хочет, чтобы как можно меньше заключенных вернулись обратно в колонии. Как считают эксперты, для достижения поставленных целей необходимо принятие конкретных мер. В качестве примера приводится ЮАР, где абстрактность нововведений при проведении реформы пенитенциарной системы помешала добиться положительного результата.

Центр стратегических разработок был создан в 1999 году по инициативе будущего президента РФ Владимира Путина как площадка для разработки программы развития страны на ближайшее десятилетие, объединяющая под своим началом экспертов в различных областях, в том числе с опытом государственного управления.

Олег Сивожелезов