Эксперты продолжают находить пробелы в первой советской Конституции, но к ним не относится сосредоточение всех ветвей власти в одних руках и практически полный дубляж полномочий  Всероссийского центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров. Аналитики признают, что такое положение дел приводит в ужас любого буржуазного юриста, но советский строй, ставящий целью диктатуру пролетариата, утверждает новые правовые принципы. Как только идеалы революции окончательно восторжествуют, и буржуазия будет полностью подавлена, необходимость в ряде государственных органов отпадёт, уверены правоведы. Так, они предрекают скорую ликвидацию военных чрезвычайных комиссий и революционных трибуналов.

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 31 октября 1918 года*.


Государственное право

В пунктах 31 и 32 главы 7-й раздела III-го определяются следующие функции Всерос. Центр. Исполн. Ком.: законодательная, распорядительная и контрольная; Всерос. Ц.И.К. также принадлежит: «общее направление деятельности Рабоче-Крестьянского Правительства и всех органов Советской власти в стране», объединение и согласование работ по законодательству и управлению и наблюдение «за проведением в жизнь советской конституции, постановлений Всероссийских Съездов Советов и центральных органов советской власти.

Если присоединить сюда еще и судебные функции (см. лит. 0, пункта 49, главы 9-й раздела III, в частности рассмотрение Судебным отделом В.Ц.И.К. постановлений Кассационного отдела Народного комиссариата юстиции) то функции В. Ц. И. К. будут обнимать собою всю совокупность государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную. Нужно ли говорить, что такое совмещение всех функций власти в одном государственном органе привело бы в ужас любого буржуазного юриста, твердо усвоившего теорию Монтескье? Однако необходимо подчеркнуть, что такая слиянность власти в одном органе классовой диктатуры оправдывается не только новыми правовыми принципами советского строя, но и требованиями политики.

В. Ц. И. К. издает декреты и распоряжения, рассматривает и утверждает законопроекты, вносимые Советом Народных Комиссаров и отдельными ведомствами, созывает Всерос. Съезд Советов, которому и представляет отчет о своей деятельности.

Члены Вс. Ц. И. К. исполняют известную работу в Народных Комиссариатах или выполняют особые поручения В. Ц. И. Комитета.

В. Ц. И. К. избирает для общего управления делами республики Совет Народных Комиссаров и образует отделы (народные комиссариаты), заведующие особыми отраслями управления. Во исполнение возложенных на него задач Совет Народных Комиссаров «издает декреты, распоряжения, инструкции и вообще принимает все меры, необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни», причем все постановления и решения Совнаркома немедленно сообщаются В. Ц. И. К., которому принадлежит право отмены и приостановки их.

Постановления и решения Совнаркома, выделяющиеся крупным общеполитическим значением, должны представляться на рассмотрение и утверждение Вс. Ц. И. К.; в случае же неотложной спешности известных мероприятий Совнаркому принадлежит право непосредственного осуществления их.

Члены Совнаркома стоят во главе отдельных Народных Комиссариатов, общее число которых равно 17:

Иностранных Дел, Военных, Морских и Внутренних Дел, Комиссариаты Юстиции, Труда, Социального Обеспечения, Просвещения, Почт и Телеграфов, по делам национальностей, Финансов, Путей Сообщения, Земледелия, Торговли и Промышленности, Продовольствия, Государственного Контроля, Здравоохранения и Высший Совет народного Хозяйства.

Во главе каждого комиссариата стоит коллегия под председательством Народного Комиссара, члены которой утверждаются Совнаркомом. В этом пункте Конституции (п. 44) имеется существенное упущение – не определяется порядок конструирования коллегий.

В тексте имеется следующее: «При каждом Народном Комиссаре, под его председательством, образуется коллегия, члены которой утверждаются Советом Народных Комиссаров». Термин «образуется» ничего не говорит о порядке этого «образования» коллегий ибо состав их может набираться в порядке избрания кандидатов в члены Всероссийским Ц. И. Комитетом с последующим утверждением их в качестве членов коллегий Совнаркомом, или же в порядке частного приглашения лиц. Нам кажется необходимым и целесообразным первый способ, ввиду особо важного значения органов центрального управления, что и должно быть соответственно закреплено в конституции; также отсутствует указание на порядок смены или увольнения членов коллегий, что в свою очередь, является вопросом немаловажным.

«Народный Комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам, подлежащим ведению соответствующего Народного Комиссариата, доводя о них до сведения. В случае несогласия коллегии с тем или иным решением Народного Комиссара, коллегия, не приостанавливая исполнение решения, может обжаловать его в Совет народных Комиссаров или в Президиум Всерос. Центр. Исп. Комитета Советов. То же право обжалования принадлежит и отдельным членам коллегии». (п. 45 главы 8-й раздела III-го).

Здесь можно представить ряд возражений: а) единоличное разрешение Народным Комиссаром всех вопросов родственно дореволюционному способу управления в порядке «усмотрения начальства».

Естественным коррективом к этому пункту, парализующим возможное злоупотребление властью, было бы ограничение права единоличного разрешения дел узким кругом особо важных, но спешных, не терпящих отлагательств, что было бы в полном соответствии с примечанием к пункту 41 главы 8-й;

в) В целях объективного решения вопросов необходимо установить в принципе коллегиальный способ;

с) Право обжалования, принадлежа каждому отдельному члену коллегии, легко может привести к бюрократической, канцелярской волоките; отсюда необходимость, в интересах дела, отдельных   членов коллегии этим правом не снабжать.

d) Не говорится ничего о праве коллегии решать самостоятельно вопросы без Народного Комиссара (вообще и в частности в случаях его отсутствия, болезни и пр.).

е) Нет указания о способах и формах замещения Народного Комиссара (товарища Народного Комиссара) и его функциях.

Совнарком всецело ответственен перед Всерос. Съездом Советов и Всер. Центр. Исп. Комитетом, а Народные Комиссары и коллегии при них – перед Совнаркомом и Всер. Центр. Исполн. Комитетом.

Таким образом, в лице Совета Народных Комиссаров мы имеем орган верховного управления и законодательства. Правда, эта вторая функция является в большей мере условной, зависящей от санкции Всер. Цент. Исп. Комитета, veto которого может парализовать всякое решение Совнаркома, но, с другой стороны, право осуществления неотложных мероприятий, принадлежащее Совнаркому, в свою очередь, сводит право veto В. Ц. И. К. почти к нулю.

Можно ли оправдать параллельное существование двух верховных организаций, имеющих почти одинаковые функции (Совнарком не пользуется только судебной властью) и различающихся почти только количественным составом?

Вот эта «маленькая» разница в количестве при одновременном (почти полном) тождестве компетенций, не являясь базисом правового оправдания одновременного существования Вс. Ц. И. К. и Совнаркома, объясняемая особым политическим характером деятельности Совнаркома, дает политическое оправдание его существованию.

В самом деле, Советское государство должно дать правовое и политическое оформление диктатуры трудящихся, и, если Вс. Центр. Исп, Ком, преимущественно удовлетворяет первому требованию, являясь в то же время малоподвижным, громоздким органом диктатуры, то Совет Народных Комиссаров как раз удовлетворяет второму требованию, будучи подвижным органом диктатуры, наиболее приспособленным к принятию всех мер, необходимых «для правильного и быстрого течения государственной жизни» (см. пункт 38-й главы 8-ой раздела III-го).

И одновременное существование В. Ц. И. К. и Совнаркома не может вызвать возражений, а с точки зрения наиболее совершенного, полного выражения диктатуры трудящихся классов в переходный этап от капитализма к социализму, должно быть оправдано как государственная необходимость, как синтез правового (преимущественно) и политического (преимущественно) моментов, определяющих содержание и направление классовой политики.

Необходимо указать на то, что в процессе развития и укрепления революционных достижений, в процессе изживания «переходного времени» неизбежно естественное политическое отмирание целого ряда государственных органов в последовательном порядке их «временности», узко-боевого назначения. Так с полным подавлением буржуазии, как враждебного трудящимся класса, исчезнет необходимость в Совете Народных Комиссаров (я не говорю уже о чисто технических органах: революционном трибунале, чрезвычайных комиссиях и проч.), но социально-политическое raison d’etre Всерос. Цент. Исп. Ком. будет сохраняться впредь до более или менее полного устранения социалистического (бесклассового) общества, когда и этот орган, в свою очередь, потеряет право на существование.

В. Черный.

(Воля труда)

Подготовил Евгений Новиков


*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены