Советский суд решал вопрос о возможном освобождении от призыва в армию и тыл из-за религиозных убеждений: перед судом предстал священнослужитель Храма Василия Блаженного. Народный суд решил, что раз обвиняемый принадлежит православной церкви, а она не выступает против участия в военных действиях, а также поскольку нет данных о том, что он внес в учение православия какой-либо раскол, например, по вопросу об отношении церкви к участию в войне, то его ссылки на религиозные убеждения являются неискренними. В связи с чем суд отказался освободить священнослужителя от призыва.

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 18 октября 1919 года.*


Церковники и их агенты перед революционным судом.

Дело священника Р.И. Медведя

30 сентября в камере народного судьи гор. района слушалось дело об освобождении Р. И. Медведя от призыва в тыловое ополчение по религиозным убеждениям (на основании декрета от 4-го января 1919 года), кассированное Совнарсудом по протесту Наркомюста.

В процессе выяснилось, что за все время своей деятельности гр. Медведь не имел со своим начальством по иерархии ни одного конфликта на почве разногласий в вопросе освящения православной церковью всевозможных насилий и даже повышался по лестнице карьеры, так как ныне состоит священником одного из самых доходных соборов в Москве, именно Василия Блаженного.

Мало того, когда уже началась революция, гр. Медведь основал религиозное братство в Севастополе с определенным лозунгом: активной борьбы с атеистами, материалистами и т. д.

В феврале 1918 г. гр. Медведь основывает общество московского братства союза ревнителей и проповедников православия. Как видно из устава, цель общества: борьба за возвращение прав юридического лица, защита якобы гонимой веры и церковных святынь «от разного рода врагов», при чем по уставу во главе братства «может стоять только лицо священного сана – епископ или священник» и т. д.

Устав поступил на утверждение и на благословение патриарха Тихона, который 25 февраля 1918 года пишет своей рукой следующее: «Господь да поможет ревнителям совершить то дело, какое так нужно ныне».

Московский народный суд, в составе председателя тов. Васьянова и заседателей – Бурова и Садковой постановил:

Находя, что, хотя экспертиза объединенного совета религиозных общин и групп утверждает, что гр. Медведь, несмотря на свою принадлежность к православной церкви, расходится с таковой по вопросу о приемлемости для него военной службы и что в данном вопросе он действует искренно и добросовестно, суд по делу не может усмотреть достаточных оснований к выводам объединенного совета, так как Медведь является просвещенным и видным деятелем православной церкви и ее священнослужителем и ничем не доказал, что он внес в учение православия какой-либо раскол, в частности по вопросу об отношении православия к участию в войне. Ввиду изложенного, суд не может признать искренности гр. Медведя в вопросе об отказе от военной службы по религиозным убеждениям, как лица не порвавшего связи и нравственного подчинения с православием, потому определил:

«Отказ гр. Романа Медведя от военной службы по религиозным убеждениям оставить без удовлетворения».

(Вечерние известия)

Подготовил Евгений Новиков


*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены