В условиях мировой пандемии коронавируса реальный сектор экономики практически остановился. При этом ограничения стимулировали как власть, так и бизнес использовать технологии для гарантии комфортной и безопасной жизнедеятельности социума: практически все сферы пережили цифровую трансформацию с переходом в онлайн-пространство.

РАПСИ проанализировало актуальность изучения и применения технологических инноваций с точки зрения права на примере успешного нововведения «Роснефти».


Курс на цифровизацию российской экономики и, как следствие, всех уровней производств на правительственном уровне был взят еще в 2019 году – с подписанием соответствующего национального проекта. Его целью является обеспечение ускорения технологического развития российских компаний, популяризация отечественных разработок и в целом достижение технологической независимости государства.

Но если об успехе реализации последнего пункта в период распространения коронавирусной инфекции говорить пока не приходится, то заметная цифровая трансформация уже произошла не только во многих частных компаниях, но и государственных структурах. Дроны-дезинсекторы на улицах Москвы, QR-коды для перемещения по городу, дистанционное обучение, совещания первых лиц государства по видеосвязи, встречи мировых лидеров онлайн и пр. – все это демонстрирует интеграцию технологий во все сферы жизни.

При этом важным аспектом – как и год назад – остается законодательство, которое при повсеместном внедрении цифровых технологий нуждается в обновлении. Актуальность этого тезиса отразилась и в недавнем сообщении спикера Совета Федерации (СФ) Валентины Матвиенко, анонсировавшей создание рабочей группы по ревизии российской нормативно-правовой базы с учетом реалий пандемии.


«…и скорость научно-технического прогресса, и нынешняя ситуация диктуют, на мой взгляд, необходимость отказа и в законодательстве, и в деятельности органов исполнительной власти от установки на детальную, порой мелочную нормативную регламентацию всего и вся. Определять, что работать можно только за столом с высотой столешницы 725 мм в XXI веке – нонсенс, архаизм. Такие законодательные архаизмы надо устранять.

Следует провести ревизию действующего законодательства на предмет выявления и отмены всего, что носит явно необязательный характер, не способствует, а то и препятствует модернизации технологий, укреплению конкурентоспособности отечественной экономики, повышению качества жизни людей», – Валентина Матвиенко.


В качестве примера спикер СФ приводит норму, не позволяющую сотруднику в России сочетать стационарную и дистанционную (понятие внесено в Трудовой кодекс РФ в 2013 году – прим. ред.) формы работы. Глава верхней палаты парламента также обратила внимание на существующие пробелы по регламентации дистанционного образования: правовой статус преподавателя, критерии и формализация оценочной системы, методика обучения.

Однако онлайн-формат деятельности – лишь один аспект, нуждающийся в законодательном регулировании. В период действия во многих регионах РФ режима самоизоляции и рекомендаций правительства, предполагающих, по сути, переход к новому образу жизни, своевременным становится изучение последствий применения той или иной технологии. Некоторые из них выглядят вполне привычно и безопасно, в то время как другие вызывают вопросы у общества ввиду своей нетрафаретности.

Известные технологии в новых масштабах

С целью противодействия COVID-19 россиян призвали отказаться от наличных и совершать оплату бесконтактным способом. Технология безналичного расчета для жителей страны отнюдь не новая – напротив, в прошлом году Россия была признана мировым лидером по числу бесконтактных платежей через смартфоны, следует из исследования международной консалтинговой компании BCG.

На первый взгляд, первичная цель данного механизма уже не в развитии, а диссеминации. Однако в условиях стремительно распространяющегося коронавируса в приоритете остается минимизация контактов в общественных местах, которым лишь в малой степени способствует безналичный расчет. Очевидно, что будущее за технологиями, позволяющими совершать оплату, не контактируя с кассиром или вовсе не заходя в помещение-пункт продажи.

Так, год назад крупнейший в мире производитель нефти ПАО «НК «Роснефть» первым в стране запустил сервис оплаты топлива через смартфон для корпоративных клиентов. Опция доступна на всех автозаправочных станциях под брендами «Роснефть», «ВР», «ПТК» и «Башнефть». Физические лица также получили возможность рассчитаться за бензин, не выходя из автомобиля, на АЗС «ВР» через приложение «Мир Привилегий».

Вслед за «Роснефтью» данную инициативу начали использовать и другие российские сервера, таким образом к началу кризиса сформировав в стране действенный механизм дистанционной оплаты топлива.

Высокий уровень востребованности цифровых технологий в период мирового кризиса, а также готовность клиентов оперативно адаптироваться к удаленному обслуживанию подтверждается и статистикой компании. В начале апреля, то есть спустя месяц после первого зарегистрированного заражения в РФ, «Роснефть» отчиталась, что за последнее время было зафиксировано втрое увеличившееся количество скачиваний приложения для физлиц.

В нынешней ситуации возможность оплаты топлива без необходимости покидать автомобиль становится стратегически полезной сразу по нескольким причинам. Во-первых, как уже было сказано, это еще один способ минимизировать контакты в общественных местах, которые представляют собой главный источник заражения инфекцией. А во-вторых, данная технология позволяет без рисков для здоровья пользоваться личным транспортом, который для многих жителей столицы остался единственным средством передвижения.

Анализируя данную инициативу с точки зрения юридической логики, а именно актуальности нормативно-правовой базы в этой области, стоит отметить, что еще в 2017 году законодатель обновил и предусмотрел развитие технологий бесконтактной оплаты. Речь идет о модернизации федерального закона «О правах потребителей», обязавшего всех продавцов обеспечить возможность бесконтактного расчета.

Таким образом, тенденция по популяризации дистанционной оплаты топлива на АЗС как нельзя лучше демонстрирует новые стимулы для развития бизнеса и экономики путем интенсивного перехода ключевых отраслей в цифровое пространство.

Первичность: прогресс или закон

Необходимость поддерживать и контролировать режим самоизоляции российских граждан потребовала от властей обратиться к технологиям, перспектива применения которых спровоцировала общественный резонанс. История уже знает не один пример, когда появление технологических инноваций вызывало большой скепсис у народных масс: появление первых фотографий, а затем автомобилей и самолетов не коррелировало с тогдашними представлениями о мироустройстве. Но массовое сознание пережило трансформацию: теперь первостепенным является не вопрос сочетания технологий с представлениями о жизни, а их взаимодействие с правами человека.

На фоне заявлений столичных властей о введении системы одноразовых QR-кодов для перемещения по городу несколько депутатов и правозащитников высказали опасения относительно перспектив использования данной технологии впоследствии. По их мнению, после запуска соответствующего механизма чиновники получат актуальные личные данные миллионов москвичей: фактический адрес проживания, маршруты передвижения, номера автомобилей и телефонов.

И если прогнозы о слежении за жителями города воспринимаются в духе конспирологических теорий и лишены оснований, то юридическая непрозрачность такой пропускной системы действительно существует. Она связана с тем, что с точки зрения права QR-коды не могут являться удостоверением личности или средством идентификации.

В случае же устранения этой лакуны в нормативно-правовой базе опыт применения такой системы распознавания может распространиться и на другие сферы жизнедеятельности или даже заменить привычные документы ввиду удобства, безопасности и скорости применения.

Пример QR-кодов как технологии будущего в кризисной ситуации демонстрирует взаимосвязь прогресса в сфере технологий и права. При этом однозначно ответить на вопрос о первичности того или другого невозможно в силу стремительности развития технологий и прямо противоположного по скорости изменения нормативной базы.

Вероятно, самым оптимистичным сценарием была бы превентивная политика законодателя по отношению к цифровым нововведениям.


«Хочу напомнить, что в современном мире законодательство должно быть, образно говоря, стратегическим, опережающим, ориентированным не столько на закрепление сложившейся ситуации, практики, сколько на создание правовых условий, обеспечивающих устойчивое и динамичное развитие страны в обозримом будущем, улучшение жизни граждан», – Матвиенко.


Мировая пандемия стала триггером для введения и популяризации новых технологий, которые развивались на опережение – как демонстрирует инновация «Роснефти» –  и которые – в случае с электронными пропусками – вызывают тревогу относительно соблюдения первичных прав человека. В совокупности же это может катализировать глобальный технологический прорыв, окончательно закрепляющий общество в эпохе цифровых процессов.

Людмила Кленько