Бывший председатель совета директоров ПАО «Тольяттиазот» Сергей Махлай в конце августа дал расширенный комментарий СМИ в отношении деталей судебных разбирательств, участником которых он является. В своих заявлениях он обвинил АО «ОХК «Уралхим» в ряде правонарушений, а также попытался представить себя жертвой рейдерского захвата. РАПСИ изучает правовые основания утверждений, сделанных заочно осужденным владельцем ТОАЗ.


Интервью с Сергеем Махлаем было опубликовано в «Газета.ру». В нем он добавил ряд новых деталей в один из самых продолжительных в истории России корпоративных споров о контроле над химическим концерном ТОАЗ, входящем в мировую десятку лидеров по производству аммиака.

Выдворение за рубеж

Напомним, сейчас Махлай скрывается за рубежом. По этой причине он не присутствовал на судебном заседании, в ходе которого в числе прочих участников организованной группы был признан виновным в хищении 85 миллиардов рублей в «Тольяттиазоте». По обвинению по части 4 статьи 159 УК РФ Махлай был заочно приговорен к 9 годам лишения свободы.

При этом Махлай утверждает, будто причиной его эмиграции стало давление компании «Уралхим», руководство которого якобы вынудило его покинуть Россию. Это заявление сразу формирует определенный уровень недоверия к словам Махлая, поскольку во всех открытых источниках однозначно указано, что он перебрался на ПМЖ в США в 1994 году, тогда как «Уралхим» был создан только через 13 лет – в 2007 году.

Интересы акционеров

Не менее парадоксально выглядят заявления Махлая о том, является ли он владельцем ТОАЗ. В начале интервью он это отрицает: «…Воспринимали меня как собственника завода. Я им не являюсь. Но, занимая должность председателя Совета директоров ТоАЗ я представлял интересы мажоритарных акционеров». Однако в завершении, оправдывая свои действия, фактически утверждает обратное в формулировке риторического вопроса: «как владелец бизнеса может украсть сам у себя?»

Впрочем, даже в первой формуле попытка Махлая уйти от ответственности лишена смысла. Ведь результаты рассмотрения иска «Уралхима» доказали, что мажоритарные акционеры ТОАЗ (чьи интересы, по собственному утверждению, Махлай представлял) действовали так, будто являлись единственными собственниками предприятия и его имущества, нарушая тем самым права владельцев миноритарных пакетов акций.

Как установил суд, в 2007 году мажоритарные акционеры выводили выручку и имущество ТОАЗ в офшоры. Например, в «Тольяттихимбанке», принадлежащем Сергею Махлаю, были открыты расчетные и валютные счета «Тольяттиазота», на которые поступала выручка от продажи аммиака и карбамида компании Nitrochem Distribution AG. Часть прибыли регулярно оставалась в распоряжении подсудимых и не возвращалась на предприятие, то есть деньги фактически поступали в распоряжение не ТОАЗ, а преступной группы подсудимых.

Таким образом, «представляя интересы мажоритарных акционеров», Махлай способствовал краже у других акционеров, а также у государства, разрушая ключевое для экономики предприятие путем снижения стоимости активов «Тольяттиазота», нелегально выводимых с баланса завода на подконтрольные преступной группе офшоры.

Налоги и инвестиции в российскую экономику

В качестве своей основной заслуги Махлай упоминает, что ТОАЗ является одним из крупнейших налогоплательщиков Самарской области. Это действительно так, однако данный факт является скорее неудачей Махлая, нежели заслугой. Ведь он неоднократно пытался воспрепятствовать доначислению и взысканию с предприятия налогов: только за 2009-2013 годы сумма взысканных через суд с предприятия недоплаченных налогов составила 3 миллиарда рублей. 

И более того, следствие обнаружило, что экс-глава «Тольяттихимбанка» Александр Попов, предположительно по поручению Махлая, пытался дать взятку в 1,2 миллиона долларов судьям Верховного суда РФ за отмену решения о доначислении ТоАЗу 161 миллиона рублей налогов за 2010 год.

Одновременно с этим Махлай высказал мнение, что «Уралхим» «налоги практически не платит». В своем пресс-релизе «Уралхим» доказывает, что является добросовестным налогоплательщиком: «На основании аудированной консолидированной финансовой отчетности сумма уплаченного налога на прибыль группы АО «ОХК «Уалхим» за период 2008-2011 годов составила 7,43 миллиарда рублей. В 2019 году предприятия группы «Уралхим» выплатили 3,7 миллиарда рублей налога на прибыль».

Проживающий 26 лет за рубежом Махлай пытается представить себя в интервью патриотом России, утверждая, будто вкладывается в ее экономическое развитие. «ТОАЗ реализует новые проекты – вложил 300 миллионов долларов в строительство нового портового терминала в Тамани, одобрил Инвестиционную программу до 2029 года с общим объемом инвестиций в 39 миллиардов рублей», - говорит Махлай.

В действительности, в открытом доступе уже давно находится информация о том, что все это лишь прикрытие для вывода крупных сумм в офшоры. В частности, незаконная стройка в Тамани растянулась уже почти на 20 лет и приносит заводу только новые убытки. По решению суда большинство построек подлежит сносу и передаче в собственность администрации Краснодарского края. 

Еще более плачевно выглядит ситуация с инвестициями. Махлай утверждает, что «на предприятии все отлажено, модернизация агрегатов проводится каждый год». Однако из открытых источников известно, что миллиарды рублей выводятся с завода через фиктивные стройподряды, закупку устаревших технологий очистки бытовых стоков и др. 

В результате, зимой по решению суда во избежание техногенной катастрофы, угрожающей жизни и здоровью жителей Самарской области, была приостановлена эксплуатация склада сырьевой кислоты и щелочи на ТОАЗ. Ситуация с техническим состоянием завода продолжает усугубляться. В этом году на нем произошло уже несколько групповых несчастных случаев с человеческими жертвами.

Международное правосудие

Вероятно, главной задачей этого интервью для Махлая была демонстрация намерения вывести судебное разбирательство в международную юрисдикцию. А также политизировать процесс, утверждая, будто действия «Уралхима» негативно сказываются на имидже России и судебной системы. 

«Если говорить о планах дальнейшего судебного разбирательства с «Уралхим», повторю, что теперь «дело ТоАЗ» уже перестало быть исключительно российским и перешло в плоскость судов иностранных юрисдикций», - прямо заявил Махлай. В частности, он анонсировал попытку применить к этому делу американский «закон RICO» (закон по противодействию коррупции и рэкету).

Для придания веса своим словам Махлай упоминает некие победы в иностранных судах. В реальности, его иски против «Уралхима» в суды Ирландии и США не дошли до разбирательства. Суд в Ирландии четыре года не может принять решение о том, подлежит ли дело рассмотрению в его юрисдикции. А суды США и вовсе передали «Уралхим» информацию о том, что офшорная американская фирма Махлая Lawton Lane Chemical в течение нескольких лет получала многомиллионные денежные переводы от швейцарского дистрибьютора продукции ТОАЗ – Nitrochem Distrubutions AG. 

В этой связи гораздо более перспективным выглядит иск по «закону RICO» против самого Махлая. Тем более, что он в ближайшее время может быть обвинен в уклонении от уплаты налогов в США, поскольку не декларирует доходы, получаемые им от ТОАЗ, зарегистрировав свои американские компании в офшорах Карибских островов. 

В свою очередь, «Уралхим» уже сделал официальное заявление, что «не исключает подачи исковых заявлений в суды США с целью возмещения ущерба от деятельности мажоритарных акционеров ПАО «Тольяттиазот», в том числе путем применения к ним действующего в США «закона RICO», направленного на борьбу с ОПГ, коррупцией и отмыванием денежных средств». О каких-либо исках, поданных против «Уралхим» в суды США, компании ничего не известно. 

Перспективы

Предоставление американскими судами представителям «Уралхим» информации о противозаконной деятельности Махлая и, вероятно, других мажоритарных акционеров ТОАЗ, при отсутствии какого-либо движения у исков, поданных бенефициаром завода, доказывают, что данное им интервью является скорее жестом отчаяния. 

Никакие из сделанных им заявлений не находят подтверждения в ходе расследования в российской или зарубежной юрисдикциях. В то же время, по мнению юристов, есть все основания полагать, что в ближайшее время Махлай все же будет привлечен к ответственности, если не российским правосудием, от которого он скрывается, то американским.

Напомним, 26 ноября 2019 года вступил в законную силу приговор Комсомольского райсуда города Тольятти в отношении Сергея Махлая и других фигурантов дела по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере, совершенном группой лиц по предварительному сговору приговор. АО «ОХК «Уралхим» как миноритарный акционер ТОАЗ признан потерпевшей стороной, как и само ПАО «Тольяттиазот». Суд обязал осужденных возместить 77,3 миллиарда рублей ущерба в пользу ТОАЗ, а «Уралхиму» – 10,3 миллиарда рублей. Взыскателем ущерба в пользу «Тольяттиазота» суд назначил АО «ОХК «Уралхим».