Одной из наиболее обсуждаемых правовых проблем прошлого года стал кибербуллинг. РАПСИ подробно освещало эту тему в гражданском и общественно-политическом аспектах. Однако не меньшую тревогу тенденция распространения дезинформации, клеветы и компрометирующих фейков вызывает в корпоративной сфере. Помимо привычной недобросовестной конкуренции, с помощью «черного пиара» все чаще в интернете можно наблюдать примеры информационных атак с участием даже влиятельных медиа, целью которых могут служить геополитические интересы.

РАПСИ диагностирует остроактуальную угрозу для экономической безопасности России на примере ситуации, сложившейся вокруг компании ПАО «НК «Роснефть».


В 2020 году череда негативных публикаций в отношении деятельности «Роснефти» в различных СМИ, содержащих недостоверную и клеветническую информацию, стала настолько концентрированной, что эксперты начали усматривать в происходящем признаки заказной атаки.

Анализ содержания публикаций показывает, что они нацелены не на реакцию российских властей в рамках правового и антимонопольного регулирования (оснований для чего не наблюдается), а на подрыв международного имиджа и роли «Роснефти», ограничение ее деятельности не в России, а на мировом рынке. Никакого интереса государства или российского общества в этом усмотреть невозможно, а значит любые апелляции к свободе слова СМИ могут являться лишь прикрытием для финансовых интересов заказчиков.

Наоборот, существенное значение для развития российской экономики представляет рост акций «Роснефти». Ее выход на IPO на общую сумму 10,7 млрд долларов стал крупнейшим размещением в российской истории и одним из пяти крупнейших размещений акций за всю историю мирового фондового рынка. Любой выброс негативных слухов способен повлиять на снижение стоимости акций, что в таких масштабах может иметь весьма неприятные последствия для инвестиционных проектов российской экономики.

Впрочем, с такими угрозами крупным компаниям приходилось сталкиваться всегда и механизмы амортизации для подобных атак уже отработаны. Исключительной особенностью нынешнего исторического периода является санкционная война между западными странами и Россией. «С 2014 года в отношении компании действуют незаконные санкции, единственным основанием для которых объявляется сам факт того, что «Роснефть» является ведущей компанией России и крупнейшим источником доходов в бюджет», — сообщается в пресс-релизе НК.

По всем признакам, важнейшей целью медиакампании против «Роснефти» служит попытка нанести ущерб российской экономике через ограничение деятельности компании за рубежом.

«Участники этой информационной войны – ряд известных международных изданий, публикации которых становятся основанием для политической травли компании и провоцирования новых санкций», — утверждается в пресс-релизе «Роснефти».

Причины такой активности зарубежных изданий и их спонсоров выглядят очевидно. Проект «Восток Ойл», который и стал причиной активизации выпуска заказных материалов, рассматривается специалистами в качестве одного из крупнейших проектов по добыче нефти. Его конкурентами являются Пермский бассейн в США и месторождение Гавар в Саудовской Аравии.

«Восток Ойл» — проект трансконтинентального значения, способный насытить нефтью европейский и азиатский рынки. Кроме того, он способен радикально усилить российские позиции в Арктическом бассейне, который приобретает в последние годы ключевое геополитическое значение. Фактически это полноценный запуск Северного морского пути для России, что позволит нашей стране контролировать новый межконтинентальный маршрут — событий такого значения не случалось уже более 100 лет (с открытия Суэцкого и Панамского каналов).

Американские санкции не ограничивают инвестиции в этот проект, однако политические угрозы со стороны властей США способны подорвать решимость западных компаний на участие в этом беспрецедентно перспективном проекте. Однако рычагов никаких влияния на азиатских инвесторов у заокеанских конкурентов нет. Доказательство чему рекордное вложение своих средств в «Восток Ойл» сингапурской Trafigura — второго по величине нефтяного поставщика в мире.

В ситуации невозможности законными способами помешать реализации стратегического проекта «Роснефти» вполне предсказуемым выглядит вброс фейков зарубежными СМИ. Например, в программе FoxNews была озвучена информация о том, что «Роснефть» якобы имеет отношение к консультированию Хантером Байденом (сын нового президента США Джо Байдена) своих китайских партнеров в отношении сделки по приобретению доли в компании.

В своем пресс-релизе «Роснефть» сообщает, что никогда никаких контактов с Хантером Байденом не поддерживала. Если после данного опровержения тема продолжит муссироваться, весьма перспективно будет выглядеть судебный иск «Роснефти». Напомним, в апреле прошлого года НК пригрозила судом «Би-би-си» из-за статьи, в которой говорилось об участии «Роснефти» в создании центра генетических исследований. Угрозы хватило, чтобы вбросы дезинформации по этой теме прекратились.

Высока вероятность достижения успеха компанией даже в случае обращения в суд зарубежной юрисдикции — по месту регистрации СМИ. Примером может служить прецедент иска владельцев «Альфа-Групп». В мае 2017 года Михаил Фридман, Петр Авен и Герман Хан подали иск о защите чести и достоинства против BuzzFeed, утверждая, что опубликованная 10 января 2017 года статья и так называемое «досье на Трампа» содержали многочисленные утверждения, наносящие вред репутации истцов и группе компаний, объединенных названием «Альфа».

В иске отмечалось, что перед публикацией материалов истцам не была предоставлена возможность ответить на неподтвержденные и ложные утверждения. Верховный суд штата Нью-Йорк счел необоснованными заявления ответчиков о таких фактах, опровергающих иск, как то, что публикация попадала под привилегии «нейтрального репортажа» или правила беспристрастного освещения событий, дающих СМИ право на «точную и незаинтересованную» трансляцию обвинений в адрес публичных фигур, а также о применимости к иску положений Конституции США и Конституции штата Нью-Йорк.

Есть все основания считать, что указанные факты, которые могли бы оправдать журналистов, неприменимы и к нынешней ситуации информационной атаки на «Роснефть».

О внутрироссийском аспекте этой проблемы читайте в продолжении материала.