Массовая вакцинация от коронавируса в России началась 18 января, с тех пор количество новых заболевших ежедневно уменьшается. По заявлениям властей, решение этого вопроса для каждого гражданина было и остается добровольным. Однако желающие сделать прививку могут столкнуться с препятствиями, ведь несмотря на масштаб развернутых мощностей по производству и распространению препаратов еще 9 регионов в стране не приступили к вакцинации, об этом сообщил глава государства Владимир Путин. 

О том, как проявляется социальная ответственность российского бизнеса на новом этапе пандемии, какой сектор экономики быстрее всех приступил к корпоративной вакцинации и в чем особенность опыта «Роснефти», — в материале РАПСИ.


Более двух миллионов человек в России на данный момент уже получили оба компонента вакцины, еще столько же — только один компонент. В то же время число желающих сделать прививку, по данным опроса Superjob, продолжает расти с каждым месяцем: количество респондентов, готовых пройти вакцинацию, увеличилось на 7% с декабря 2020 года. 

Формирующемуся среди населения спросу на прививку от COVID-19 соответствуют усилия как со стороны правительства по развертыванию новых производств и обеспечению вакцинами всех регионов, так и со стороны исследователей, работающих над производством новых препаратов. Напомним, сейчас доступны два препарата — «Спутник V» Центра им. Гамалеи и «ЭпиВакКорону» центра «Вектор», до конца марта завершится контроль качества «Ковивака» от Центра им. Чумакова. 

Но для того чтобы у россиян сформировался коллективный иммунитет к коронавирусу, необходимо привить 60% взрослого населения, об этом заявил министр здравоохранения Михаил Мурашко. 

При этом, по мнению главы Российской академии наук Александра Сергеева, необходимо учитывать продолжительность сохранения коллективного иммунитета. Иными словами, если процесс вакцинации займет неопределенное количество времени, нельзя будет рассчитывать на формирование коллективного иммунитета у тех, кто получил лекарство в самом начале прививочной кампании. 

Российское законодательство не содержит термина «обязательная вакцинация», поэтому любое медицинское вмешательство, коим является прививка, требует согласие пациента (ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»). Исключения из этой нормы возможны только в случаях, когда, к примеру, медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям или пациент страдает тяжелыми психическими расстройствами. 

Таким образом, с учетом требований, содержащихся в букве закона, на новом этапе борьбы с пандемией наиболее приоритетной целью является обеспечение всех желающих возможностью сделать прививку. 

Как отметил президент РФ Владимир Путин, ввиду сложностей с логистикой, распределением и организацией прививочных пунктов около девяти субъектов еще не приступили к вакцинации. 

Решению этих задач, отчасти препятствующих массовой вакцинации, мог бы способствовать крупный бизнес, деятельность которого соответствует ESG-принципам (от англ. Environmental, Social, Governance). Ведь два последних пункта ориентированы на проявление ответственности как перед социумом (участие в формировании коллективного иммунитета), так и перед своими сотрудниками (гарантия безопасного труда). 

Анализ англоязычного интернет-пространства доказывает, что организация собственных прививочных пунктов в крупных зарубежных компаниях пока еще недоступна, вероятно, ввиду отсутствия необходимого количества ресурсов у страны. Похожую инициативу проявили лишь несколько компаний, например, французская компания Capgemini (сфера действия — IT). 

Однако отсутствие коллективной вакцинации — не единственная проблема, с которой сталкиваются сотрудники иностранных компаний. Так, на основании публикаций New York Times можно сделать вывод о том, что многие работодатели, не организовывая собственные прививочные пункты, в обязательном порядке «назначают» сотрудникам прививку. В этой связи возникают примеры дискриминации: беременная официантка, которая отказалась делать укол из-за противопоказаний ввиду своего положения, была уволена из ресторана в  Нью-Йорке.

Противоположным образом — в стремлении соответствовать тренду на социальную ориентированность — показал себя российский топливно-энергетический комплекс (ТЭК), организовавший дополнительные прививочные пункты.

Коллективу — коллективный иммунитет 

К моменту публикации материала вакцинация на корпоративном уровне была организована в таких компаниях как «Транснефть», «Сургутнефтегаз», «Газпром нефть», «Лукойл» и «Роснефть». Упомянутые организации подтвердили, что будут проводить добровольную вакцинацию сотрудников не только в столице, но в и местах присутствия предприятий. Так, «Газпром нефть», исходя из рекомендаций правительства, ориентируется на вакцинирование не менее 60% работников каждого конкретного подразделения или предприятия. 

Но наиболее перспективным представляется план «Роснефти», глава которой на встрече с президентом РФ заявил о намерении НК привить 100% сотрудников из тех, кто не имеет к этому противопоказаний. Он также отметил, что при тесном сотрудничестве головного офиса с вице-премьером Татьяной Голиковой и министерством здравоохранения РФ для компании была зарезервирована вакцина на 300 тысяч человек. 

По данным компании за 2019 год, среднесписочная численность персонала НК составляла 315,4 тысячи человек. Если ориентироваться на эти данные и планы компании, то порядка 95% сотрудников «Роснефти» получат возможность сделать прививку от коронавируса уже в марте. 

А с учетом масштабной географии присутствия компании — 72 региона в РФ, — подобная инициатива означает возможность решить проблемы с логистикой и дополнительными прививочными пунктами, на необходимость открытия которых обращал внимание глава государства. Кроме того, необходимо учитывать, что НПЗ и месторождения, функционирующие под эгидой «Роснефти», зачастую расположены в труднодоступных местах, а значит, россияне, желающие сделать прививку и при этом работающие на отдаленных территориях, также смогут получить вакцину. 

В юридической плоскости это имеет значение с точки зрения реализации прав граждан при осуществлении иммунопрофилактики: часть 1 статьи 5 ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» гласит, что россияне имеют право на доступ к бесплатным профилактическим прививкам. Эта же статья гарантирует каждому возможность отказаться от инъекции. 

А в отсутствие информации о случаях принудительной вакцинации в российском ТЭК столь ответственный подход «Роснефти» и ее сотрудников к формированию коллективного иммунитета демонстрирует важность строгой корпоративной политики. К тому же последствия пандемии проиллюстрировали, что наиболее эффективной гарантией соблюдения прав работников в условиях, близких к чрезвычайному положению, становятся не требования законодательства (не сработали с многими другими как зарубежными, так и российскими компаниями), а жестко отлаженная система внутрикорпоративных правил

Образцовые результаты работы «Роснефти» в этом направлении также признаны на международном уровне, о чем свидетельствуют результаты рейтинга по соблюдению прав человека CHRB за 2019 год. Самым высоким баллом аналитики отметили достижения НК в области предоставления средств правовой защиты своим сотрудникам и механизмов рассмотрения жалоб. 

Очевидно, что своеобразным тестом на прочность систем, показавших свою эффективность в повседневной работе, стала борьба с коронавирусом. Пока крупнейшие нефтяные компании на мировом рынке (Royall Dutch Shell, Chevron, Marathon Oil, Petrobras) анонсировали увольнение из-за необходимости сократить расходы, «Роснефть» выделила дополнительное финансирование на выплаты для обследования персонала, дополнительную поддержку медицинских учреждений, дезинфекцию помещений, закупку дополнительных материалов и средств защиты. Общая стоимость этих мероприятий в 2020 году составила 11 миллиардов рублей.

В этой связи уместно предположить, что корпоративная этика «Роснефти», основанная на удовлетворении взаимных интересов и соблюдении прав человека, стимулирует сотрудников также проявлять ответственность на новом этапе борьбы с пандемией по формированию коллективного иммунитета. 

Получается, что продемонстрированный компанией опыт может быть полезен не только в решении актуальной задачи по транспортировке вакцины в труднодоступные места, но и в части мотивации населения на принятие ответственных решений для скорейшей реализации общенациональных целей в борьбе с коронавирусом.