Изменения в экологическом законодательстве и предлагаемые поправки демонстрируют, что «зеленая» политика обретает крепкий фундамент в России. Последняя новелла, подписанная президентом РФ Владимиром Путиным, запрещает скрывать экологическую информацию даже как часть коммерческой тайны. Но если данная инициатива направлена на повышение открытости органов государственной и муниципальной власти, то что стимулирует бизнес к обнародованию деталей своей «зеленой» политики? 

О том, почему экологию необходимо вывести из тени, как специалисты оценивают транспарентность российского бизнеса и зачем «Роснефть» вывела «зеленые» новости в отдельный блок, — в новом материале РАПСИ. 


Закон о необходимости раскрытия экологической информации был подписан во вторник, 9 марта. Согласно документу, с этого момента органы государственной и муниципальной власти будут обязаны размещать в открытом доступе данные о состоянии окружающей среды: атмосферы, почвы, водных объектов, обращении с отходами, радиационной ситуации и пр. Исключениями из этого правила могут быть только сведения, составляющие государственную тайну. 

Экологи крайне высоко оценили данную инициативу, назвав «зеленую» политику новым приоритетом развития России. Недостатком, по их мнению, является лишь то, что буква закона пока не содержит реальных стимулов для повышения транспарентности бизнеса в этой сфере. 

Данный аспект представляется крайне важным в свете недостаточной информированности населения о чрезвычайных происшествиях, наносящих ущерб экологии. Ведь о большинстве таких аварий специалисты продолжают узнавать из социальных сетей и сообщений очевидцев, в то время как компании стараются замолчать подобные инциденты, дабы избежать имиджевого ущерба. 


«Недавние аварии у «Сибура» и группы «Газпром» с разливами нефтепродуктов и выбросом загрязняющих веществ в атмосферу в очередной раз подтверждают, что пора переходить к более активным действиям в решении проблемы аварийности. И начинать нужно с открытости информации со стороны компаний. Напомню, 6 марта этого года в районе Нижневартовска произошел пожар на продуктопроводе «Сибура», местные жители выложили видео с горящей рекой Обью. Конец февраля отмечен двумя авариями у группы «Газпром». И в том, и в другом случае главным оперативным источником информации на момент аварий были социальные сети», — прокомментировал ситуацию Алексей Книжников, руководитель программы WWF России по экологической ответственности бизнеса. 


Очевидно, что подобная закрытость компаний не позволяет оперативно реагировать на возникающие угрозы. Это демонстрирует и пример чрезвычайной ситуации с разливом дизеля в Норильске, которая, по мнению сотрудников Greenpeace, стала первой масштабной аварией в заполярной Арктике. Именно после нее власти Красноярского края и министр по чрезвычайным ситуациям Евгений Зиничев обвинили «Норникель» в замалчивании информации: якобы МЧС узнало о ситуации только спустя два дня (пресс-служба компании эту версию опровергла — прим.ред.).

С целью минимизировать подобные ситуации Всемирный фонд дикой природы (WWF) обратился в Российский союз промышленников и предпринимателей и Торгово-промышленную палату РФ. В своих письмах экологи просят повлиять на бизнес-сообщество в части регулярной публикации на официальных сайтах компаний основных показателей воздействия промышленных предприятий на окружающую среду. 

Среди запрашиваемых WWF данных отдельным пунктом значатся сведения об авариях и спорных экологических ситуациях, материалы оценки воздействия на окружающую среду, планы ликвидации разливов нефти. Таким образом, наибольшее число запросов касается компаний, задействованных в сфере добычи и (или) обработки углеводородов. 

И это неудивительно, ведь для энергетического сектора, действующего в условиях повышенного риска угрозы загрязнений, активная экологическая политика обладает особым значением. Но если раньше для формирования имиджа ответственной компании было достаточно крупных «зеленых» инвестиций, то сейчас общество, специалисты в области охраны окружающей среды и даже инвесторы формируют новое требование — транспарентность. 

Актуальность этого запроса отражает «Рейтинг экологической открытости нефтегазовых компаний» WWF, существующий на рынке уже семь лет. Исследование содержит также несколько приложений, ранжирующих компании из России и Казахстана по качеству экологического менеджмента, воздействию на окружающую среду, раскрытию информации и наличию обратной связи. 

Согласно исследованию за 2020 год, одним из лидеров по экологическому менеджменту в стране является «Роснефть». Напомним, компания и раньше подтверждала свои флагманские позиции в этом сегменте и в других рейтингах, в том числе международных: Carbon Disclosure Project, RAEX, Corporate Human Rights Benchmark. 

Экологический марафон 

Очевидно, за столь высокими оценками «зеленой» политики «Роснефти» стоит раннее формирование экологических корпоративных стандартов и целей: в 2010 году «Роснефть» стала членом Глобального договора ООН в области социальной ответственности, а в 2018-ом опубликовала первый отчет о своем вкладе в реализацию 17 Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН. 

Необходимо отметить, что развивая «зеленую» корпоративную политику, нефтяная компания также совершенствует стратегию управления. Так, она стала одной из первых организаций в российском топливно-энергетическом комплексе, чья деятельность была сертифицирована в соответствии с новым международным стандартом в области экологического менеджмента (ISO 14001). 

Определив своим приоритетом экологическую ответственность, «Роснефть» предусмотрела выделение 300 миллиардов рублей на «зеленые» инвестиции в период с 2018 по 2022 годы. К столь же перспективным целям, содержащимся в стратегии «Роснефть-2022», можно отнести план по снижению выбросов парниковых газов на 8 миллионов тонн.

Примечательно, что в соответствии с новым запросом на открытость экологической информации НК публикует не только планы по минимизации влияния на окружающую среду, но и, например, сведения об объеме выбросов на предприятиях за год. 

Кроме того, в 2021 году сайт «Роснефть» совершенствовал систему предоставления информации об экологии, отметив соответствующие сообщения специальным зеленым значком. Любопытно, что за три месяца количество новостей, касающихся «зеленой» политики компании, составило 40% от всех опубликованных материалов. 

Очевидно, что такое стремление НК к транспарентности только повышает уровень доверия к ней как со стороны инвесторов и экологов, так и со стороны журналистов, клиентов. Как следствие, подобный опыт может стать иллюстрацией того факта, что прозрачность бизнеса, даже сталкивающегося с чрезвычайными ситуациями, ценится гораздо выше закрытости. Более того, такая политика «Роснефти» полностью соответствует национальному курсу, последние изменения которого в очередной раз подтвердили важность экологического вектора развития.