Председатель Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлев рассказал РАПСИ о проблемах регулирования цифровой среды и затронул злободневную тему образовательных программ по подготовке специалистов этой тематики.


Нуждается ли сфера права, которая включает в себя сразу несколько отраслей права и регулирует отношения, связанные с IT-технологиями, в оформлении в отдельную отрасль как таковую?

На мой взгляд, для создания комфортной правовой среды необходимо предпринять следующие шаги: во-первых, обеспечить функционирование бизнеса и предпринимательской деятельности, во-вторых, информационную защиту пользователей и граждан, в-третьих, создать так называемый национально-технологический суверенитет, в-четвертых, решить вопросы, связанные с регулированием трансграничных передач данных, как показывает практика, прежде всего это вопросы, связанные с ведением информационных войн и войн в цифровом пространстве. 

Сегодня бизнесу необходимо обеспечить уверенность в завтрашнем дне, создать понятные, простые правила игры для беспрепятственного развития всех отраслей.

Что это значит? Это льготное налогообложение для тех продуктов, которые создаются на территории Российской Федерации, то есть собственно, компаниями России. Как я сказал ранее, подобные льготы уже приняты, некоторые отрасли нуждаются в большем государственном стимулировании, потому что они менее развиты, например фреймворки или основы программного обеспечения, которые часто используются в качестве открытого кода или зарубежных разработок, но сегодня нуждаются в импортозамещении.

Это можно сделать двумя способами. Первый – когда предприниматель уже такой продукт разработал, и он получает некую грантовую поддержку для его развития. Другой – если этот продукт на рынке не разработан, значит можно стимулировать разработку такого продукта, упростив механизм государственных закупок для нужд госкомпаний и госкорпораций, а также государственных органов для создания такой структуры.

Прежде всего упростить механизм закупок – это значит создать возможность участия в такой закупке неограниченному числу лиц и проводить закупку таким образом, чтобы она была, с одной стороны, реализована в сжатые сроки, с другой  – чтобы не было административного давления. Если мы говорим о создании программного обеспечения, которое составляет критическую инфраструктуру, важно не просто его быстро сделать, а сделать качественно, чтобы не было так называемых бэкдоров, позволяющих получить несанкционированный доступ к данным при возможных атаках на критическую инфраструктуру.

Также необходимо учесть и другие аспекты безопасности, которые на сегодняшний день существуют, но нам необходимо торопиться, поскольку потребуется время для их развития, также нужно снять существующие барьеры со стороны контролирующих органов, чтобы бизнес, во-первых, не боялся разрабатывать эти продукты, а во-вторых, чтобы он смог их сделать качественно.

Важно создать нормы, позволяющие действительно стимулировать операторов персональных данных, а также механизмы, стимулирующие защиту персональных данных граждан. В данном случае речь идет об оборотных штрафах, потому что мы все сталкиваемся с проблемой, когда получаем звонки от службы безопасности «Сбербанка», спам, некоторые граждане сталкиваются с незаконным оформлением на них кредитов или микрозаймов. В условиях такой напряженности нам необходимо принять меры, которые могут защитить как граждан, так и военных от возможных утечек персональной информации. Как показывает опыт Европейского союза, применение GDPR на сегодняшний день приводит к тому, что операторы персональных данных осуществляют действительно необходимую степень защиты этих данных под угрозой оборотного штрафа.

Также важно продолжать развивать отрасль информационных технологий, так как сегодня мы столкнулись с тем, что даже просто социально ориентированные сервисы, такие как, например, Apple Pay, Google Pay, Booking или иные иностранные аналоги, отказались работать в России. В связи с этим необходимо быстрое создание и введение аналогичных технологий, так как, во-первых, это позволит избежать мошеннических действий, поскольку сейчас достаточно много недобросовестных лиц в разных сферах, в том числе в сфере туризма, финансовой и других сферах.

Для того чтобы пресечь их мошеннические действия, необходимо создать ресурсы, которые смогут заменить тот же Booking в туристической сфере, и обеспечить их бесперебойное функционирование. Это позволит гражданам пользоваться теми же благами, к которым они привыкли, и создать конкурентоспособные продукты, способные обеспечить технологическую независимость Российской Федерации.

В российском законодательстве нет отдельных разделов, связанных только с регулированием цифровой среды, и эти нормы рассредоточены по разным законам. Нужен ли стране цифровой кодекс?

При регулировании цифровой экономики важно понять следующее: ни одно законодательство никогда не угонится за скоростью развития технологий. Необходимо вводить новые модели регулирования. Такими моделями может стать общее положение, а не специальные нормы.

Мы не можем на законодательном уровне прописать, как будет работать та или иная технология или как она будет развиваться. Поэтому нужно стараться при использовании законодательной техники исходить из того, чтобы внедрять именно общие нормы, которые впоследствии при правоприменении могли бы судами использоваться по-разному с учетом развития технологий и развития общества. 

Важно принять законопроекты, обязывающие компании, которые используют технологические продукты, не предоставлять пользователям сложное пользовательское соглашение объемом 50 страниц, а предоставлять каждому пользователю информацию, сформулированную простым и понятным языком, о том, как работает продукт, который он будет использовать, какие данные о нем будет использовать компания, будет ли она следить за ним вне ресурса и иные аспекты. Такая практика на сегодняшний день уже существует. В том числе можно обратиться к законопроекту, который сейчас рассматривается в США, обязывающий по сути все технологические площадки простым понятным языком, может быть даже с иллюстрациями, объяснять пользователю, что он получит, когда начнет пользоваться определенным продуктом и какие обязательства от него будут требоваться. Это очень важно, потому что, во-первых, давайте будем честными, пользовательские соглашения никто на сегодняшний день не читает, во-вторых, те, кто читают, не всегда могут понять, о чем именно идет речь. Кроме того, важно развивать правоприменительную практику.

На сегодняшний день, к сожалению, не все суды понимают новые явления: что такое криптовалюта? как именно обрабатываются персональные данные? как функционирует программное обеспечение? как функционируют сайты? Поэтому важно создать новые органы, которые в том числе займутся правоприменением. Например, если мы говорим про расследование киберпреступлений или преступлений в сети, то, на мой взгляд, следует в каждом регионе создать специальное подразделение правоохранительных органов, которое бы было задействовано в расследованиях таких преступлений. К сожалению, количество специалистов, занимающихся расследованием этих преступлений, недостаточно, поэтому важно простимулировать такое направление. Что касается, например, судов, то судей следует обучать работе с новыми технологиями, объяснять новые явления. Без этого большинство споров не будет разрешено, то есть просто элементарное непонимание предмета ведет к отсутствию возможности защитить права, как, например, с внутриигровыми предметами.

Практика формируется таким образом, что если у вас украли аккаунт или у внутриигровой предмет, допустим, меч-кладенец в World of Warcraft, то суды, как правило, отказывают в защите нарушенных прав, и эту ситуацию, может быть, она и выглядит смешно, нужно решать, потому что граждане должны получать защиту на всех уровнях и от всех возможных цифровых угроз или потерь. Именно поэтому важно для цифрового регулирования исходить не из формальных принципов, а неформальных взаимоотношений и существа этих отношений.

Кроме того, чтобы специалисты и правоприменители досконально понимали, как работают цифровые технологии. В России следует создать условия, когда бизнес получит понятные и предсказуемые правила игры как на уровне закона, так и на уровне практики его применения, а граждане получат понятные гарантии защиты своих прав, а также общее понимание о том, что их ждет в цифровой среде при работе будь то с какими-либо приложениями или с собственными персональными данными. 

Ориентироваться в цифровом праве нужно многим юристам, так как в цифровую среду переходит все больше правоотношений. Однако специалистов пока немного. Расскажите об опыте создания школы MDS и других заслуживающих внимания образовательных курсах по этой тематике.

Практически в каждом вузе созданы кафедры по цифровому праву, расширяются кафедры, связанные непосредственно с IT-специальностями, в том числе готовящие разработчиков определенных направлений. Больше появляется курсов, связанных с обучением в языкам программирования. Также появляются специальные направления в IT-сфере, в которых могут быть задействованы граждане, например это разметка данных для алгоритма больших данных или алгоритма машинного обучения.

Но, к сожалению, все равно наблюдается нехватка кадров в частности недостаточно специалистов в сфере информационных технологий, то есть разработчиков, а также специалистов, обеспечивающих создание таких продуктов. В данном случае я говорю о юристах. Приведу пример: являясь сооснователем школы цифрового права Moscow Digital School, я в 2017 году столкнулся с очень простым явлением. Мне самому для собственных нужд и обеспечения потребностей клиентов необходимы были юристы, которые понимали бы вопросы цифрового права, но я не смог найти таких юристов, поэтому решил начать готовить таких юристов самостоятельно и создать соответствующий образовательный проект. Для чего это необходимо? Как мы уже сказали, есть запрос на создание лучшего регулирования и лучшего правоприменения.

Если обычные люди не будут понимать, как устроены IT-продукты, как работает законодательство, как на сегодняшний день действуют специалисты в других юрисдикциях по вопросам, связанным с информационным правом, то мы не сможем достичь той цели, которую ставит перед собой  государство, а именно  защита собственных интересов бизнеса и граждан. Только представители юридической профессии смогут это сделать, потому что они являются неким проводником знаний, которые помогают как бизнесу и гражданам, так и непосредственно государству, находясь в контакте с ними, осуществлять соответствующие функции, то есть ходить в суды, разрешать споры, помогать оформлять договоры, давать консультации, связанные с тем, как управлять своими данными. Поэтому важно подготовить  кадры для обеспечения работы таких законов, работу судов и федеральных органов исполнительной, законодательной и иных ветвей власти. 

Поэтому, на мой взгляд, необходимо развивать это направление как во время обучения в бакалавриате и магистратуре, так и при при прохождении программ повышения квалификации.. Если сейчас это не получит массовое развитие, то впоследствии мы можем столкнуться с ситуацией, когда у нас, например, программы по подготовке специалистов основных кадров будут развиваться, а программы по повышению их квалификации не будут работать в полную силу, а значит, бизнес и граждане не будут защищены.