СТРАСБУРГ, 16 апр - РАПСИ. Решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по жалобе родственников польских военнопленных, расстрелянных в 1940 году под Катынью, содержит ряд принципиальных моментов, но нельзя сказать, что какая-то из сторон выиграла это дело, сообщила агентству РАПСИ/rapsinews.ru адвокат заявителей Анна Ставицкая.

"Нельзя сказать однозначно, что российская сторона выиграла. По второй статье (Европейской конвенции о защите прав человека) мнения судей разошлись - соотношение четыре голоса к трем, окончательное решение, очевидно, будет за Большой палатой", - сказала Ставицкая.

Страсбургский суд в понедельник огласил решение по двум жалобам родственников поляков, расстрелянных в 1940 году под Катынью в Смоленской области.

Польская сторона обратилась в Страсбургский суд, выразив свое неудовлетворение проведенным Россией расследованием обстоятельств произошедшего. Начатое в 1990-х годах расследование было прекращено в 2004 году на основании пункта 4 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса РФ (за смертью виновных).

В связи с этим в ЕСПЧ в 2007 и 2009 году были поданы две жалобы, которые позднее были объединены в одно производство.

Заявители в своей жалобе ссылались на нарушение статьи 2 (право на жизнь), так как сочли, что Россия не выполнила вытекающую из этой статьи обязанность провести эффективное расследование гибели их родственников.

По словам Ставицкой, принципиальным для польской стороны является признание судом расстрела польских военнопленных военным преступлением.

Как уточняется в пресс-релизе, размещенном на сайте суда, массовый расстрел польских военнопленных являлся военным преступлением, поскольку обязательство гуманного обращения с военнопленными и запрет на убийство были частью обычного международного права, которое советские власти были обязаны соблюдать.

Однако даже с учетом того, что военные преступления не имеют срока давности, в период после ратификации Конвенции не было обнаружено каких-либо новых свидетельств или доказательств, которые могли бы возложить на российские власти обязанность возобновить расследование.

В связи с этим суд счел, что рассмотрение жалобы на нарушение статьи 2 выходит за пределы его компетенции.

Вместе с тем суд признал нарушения со стороны РФ прав заявителей на основании статьи 3 Конвенции (запрещение пыток и бесчеловечного и унижающего достоинство обращений), указав, что российские власти не предоставили родственникам расстрелянных польских военнопленных достаточной информации о судьбе погибших.