МОСКВА, 30 июл – РАПСИ, Диана Гуцул, Мария Зуева. России необходимо защищать свои экономические интересы, используя членство во Всемирной торговой организации (ВТО), несмотря на большую вероятность потерпеть фиаско, такого мнения придерживаются российские адвокаты, опрошенные РАПСИ в среду.

Комитет постпредов стран ЕС (Coreper) накануне согласовал новый пакет экономических санкций против России. Уже с пятницы некоторым российским госбанкам ограничат финансирование у европейских инвесторов, а производителям из ЕС запретят поставлять оборудование для российских нефтяников. Также вступит в силу эмбарго на импорт и экспорт оружия из ЕС в РФ.

На днях премьер-министр России Дмитрий Медведев в ходе совещания с торговыми представителями РФ заявил, что наша страна будет защищать свои экономические интересы в мире, используя все законные средства. Он напомнил, что у России как у члена ВТО, есть право использовать защитные меры. 

"Сейчас беспристрастности мы нигде добиться не можем"

Адвокат Александр Арутюнов напоминает, что Россия, будучи членом Всемирной торговой организации (ВТО), имеет не только обязанности, но и права. "Коль мы состоим в ВТО, у нас есть определенные права и обязанности, если говорить о юридической составляющей. Поэтому, если нас будут наказывать, мы все же сможем зеркально применить те же меры к той или иной стране, которая применяет их к нам. Если у нас есть, или возникнут, материальные претензии, мы сможем обратиться в тот же Стокгольмский арбитраж или Международный арбитраж в Гааге", - считает Арутюнов. 

Адвокат также напоминает, что не так давно Россия обратилась в Стокгольмский арбитраж со встречным иском к Украине за неуплату газа. При этом украинская сторона считает, что мы нарушаем условия транзита топлива. "Однако, к сожалению, я думаю, что суд и в этом споре, и в будущих, встанет не на нашу сторону. Сейчас беспристрастности мы нигде добиться не можем, к сожалению. Все сейчас против России, никто не будет смотреть на объективные обстоятельства. Все сейчас перекрывает политический аспект", - полагает Арутюнов. 

Он также приводит в пример недавнее решение третейского суда в Гааге, который обязал РФ выплатить экс-акционерам ЮКОСа 50 миллиардов долларов. "Это политически продиктованное решение, которое было принято на основании Энергетической Хартии. Она нами не признана, не ратифицирована, юридической силы для нас не имеет. Но доводы РФ никто не хочет слышать и принимать во внимание. Во всем цивилизованном мире при возникновении споров стороны идут в суд, но сейчас получается, что там слышат кого угодно, но не нас", - считает Арутюнов. 

"Информационный ресурс – самый главный"

В свою очередь, адвокат Алексей Мельников напоминает, что юридические механизмы защиты от необоснованных ограничений в торговле предусмотрены уставом и договором о вступлении в ВТО.

"Главный акционер ВТО – США, которые эту организацию полностью контролируют и являются инициатором санкций. Поэтому сложно поверить, что такая международная организация станет защищать Россию", - говорит Мельников. По его мнению, в данном случае пересекаются две сферы: право каждой страны решать что-то, как она считает нужным, и ограничение такого права в форме международного договора. "Конечно, более значимым является заключенный международный договор. Но в ситуации, когда США вообще считает свое право экстерриториальным, и применяет его когда захочет, занимается арестами людей, которые никогда не были в США, запрещает компаниям, находящимся в других странах что-то делать, наши перспективы защиты через ВТО, нельзя считать оптимистичными", - считает Мельников.

При этом адвокат уверен, что, несмотря на наличие минимальных механизмов защиты, России необходимо ими воспользоваться. "Универсальных механизмов нет. Самый лучший – двусторонние отношения, что Россия и делает. Надо стараться найти себе союзников в каждом конкретном вопросе. Достаточно иметь несколько союзников, чтобы заблокировать такие решения, которые пытаются в отношении нас принять. И информационный ресурс – самый главный. Надо разъяснять нашу позицию, чтобы внутренняя аудитория стран, которые принимают санкции в отношении России, знала, что их правительство действует неправильно и нарушает наши права", - заключает эксперт.

"Пусть ВТО хоть что-то ответит"

Адвокат Руслан Коблев подчеркивает, что принимаемые в отношении России санкции не одобрены Советом Безопасности ООН, а потому не могут являться полноценными ограничениями в том смысле, в  котором это понимает международное право.

"Это незаконное ограничение торговли, одностороннее решение со стороны ряда государств. Поскольку ВТО запрещает нарушение установленных правил торговли и соответствующие ограничения, я считаю обоснованным обращение России к ВТО. Им придется определиться, нарушаются наши права или нет. Им надо будет ответить, противоречит ли уставу ВТО и самому духу соглашения  односторонние санкции. А сами государства, которые применили к нам санкции, будучи членами ВТО, должны будут объяснить свое решение", - говорит Коблев. 

"Но и мы не можем себе позволить ничего не делать. Другое дело, что  решение вряд ли может быть принято в пользу России. Однако бороться за свои права нужно, поскольку в случае, например, если потом когда-нибудь будут обращения со стороны Украины в адрес России о нарушении норм ВТО, мы всегда сможем сослаться на эту свою жалобу. Иных мер я не знаю", - заключил Коблев. 

"Следует отделять политическую риторику от экономических взаимоотношений"

Адвокат Константин Гандеров уверен, что членство России в ВТО в данном случае пойдет нашей стране только на пользу. "Это будет способствовать помощи России в борьбе с последствиями санкций. Деятельность организации как раз и направлена на то, что любые ограничения являются дискриминационными, и таких ограничений либо не должно быть вообще, либо они должны быть минимальными", - считает эксперт. 

Экономические санкции, по его мнению, можно рассматривать "как определенные ограничения, которые противоречат нормативам ВТО, поэтому можно прибегнуть к механизмам организации по разрешению споров, чтобы эти санкции убрать вовсе". 

"Таких механизмов, я думаю, не слишком много. Условно говоря, можно обращаться в международные судебные органы, в частности, в международные арбитражи, в том случае, если  санкции будут препятствовать исполнению различных международных контрактов. С другой стороны, если посмотреть на договоренности о поставке РФ "Мистралей", Франция не хочет отказываться от выполнения данного контракта. Здесь мы уже переходим в другую плоскость, когда разговор о санкциях носит не экономический и юридический характер, а, скорее, политический. Здесь нужно разделять политическую риторику, которая ведется с двух сторон, и те реальные экономические взаимоотношения, которые существуют между странами", - заключил Гандеров.