МОСКВА, 11 сен – РАПСИ. Высокий суд Лондона отказался установить запрет на разбирательство в американском суде по иску сенатора Леонида Лебедева к бизнесменам Виктору Вексельбергу Леонарду Блаватнику. Копия постановления лондонского суда имеется в распоряжении РАПСИ.

Лебедев утверждает, что ему причитается доля в 15% от средств, которые Блаватник и Вексельберг выручили от продажи доли в ТНК-BP, или не менее чем 2 миллиарда долларов. Иск был подан в феврале этого года в Верховный суд Нью-Йорка, поскольку оба ответчика проживают в штате, и документы по совместному бизнесу составлялись в этом штате, согласно судебным материалам. Кроме того, Блаватник – гражданин США. Иск заявлен по трем основаниям: нарушение контактных договоренностей, условий договора о совместной деятельности и прочих обязательств.

В 2001 году предприниматели договорились о том, что за Лебедевым якобы закреплялась его доля в совместном бизнесе и что у него было 15% OGIP (Oil and Gas Industrial Partners), которая владела долей в ТНК-BP, говорится в документах. В том же году было составлено инвестиционное соглашение, которое подписали Вексельберг и Лебедев. Подпись Блаватника под документом отсутствует, поскольку ему, как утверждает Лебедев, потребовалось срочно уехать. Одним из условий этого соглашения был выпуск векселя на 200 миллионов долларов, который получила зарегистрированная в Ирландии компания Coral Petroleum Limited.

В 2003 году Rochester Resources Limited, зарегистрированная на Британских виргинских островах и подконтрольная OGIP Ventures Limited, обязалась выкупить вексель у Coral. Сумма в 600 миллионов долларов должна была быть уплачена Agragorn Holdings Ltd.

Блаватник и Вексельберг обратились в лондонский суд с просьбой установить запрет на разбирательство в США, поскольку соглашение о выкупе векселя было заключено по английскому праву и все споры между сторонами в соответствии с арбитражной оговоркой должны рассматриваться в арбитраже.

Лондонский суд в удовлетворении этой просьбы отказал, указав на то, что соглашение заключалось между компаниями Coral и Rochester, и если принадлежность последней не вызывает никаких сомнений, то аффилированность Coral с Лебедевым, несмотря на все утверждения Блаватника и Вексельберга, не столь очевидна. Соответственно, суд пришел к выводу, что Лебедев не может быть связан арбитражной оговоркой.

Что примечательно, загадкой осталась для суда и деятельность компании Coral. Согласно финансовой отчетности, сданной в июне 2004 года, на счету компании было всего 2 евро, в то время как ее оборот оценивался примерно в 3 тысячи евро. Однако согласно данным за 2003 год активы компании составляли более 42 миллионов долларов, в то время как оборот – около 247 миллионов, причем прибыль формировалась за счет продаж нефтепродуктов.