АЛМОЛОЙЯ (Мексика), 17 июл — РАПСИ. Побег знаменитого наркобарона Хоакина Гусмана Лоэры по прозвищу «Эль-Чапо» (Коротышка) по подземному ходу из особо охраняемой тюрьмы в городке Алмолойя штата Мехико стал пока самым серьезным ударом по престижу нынешней мексиканской администрации в деле ее борьбы с наркомафией. Неудивительно, что с учетом этого фактора развернутая операция по поиску беглеца носит беспрецедентный характер, а участвуют в ней тысячи человек, передает РИА Новости.

То, что в Мексике произошло ЧП крупного масштаба, становится ясно просто при выезде из столицы: такого количества блок-постов на мексиканских дорогах в обычные дни не бывает никогда. До тюрьмы усиленного режима «Альтиплано» всего чуть больше часа пути от Мехико, однако число встреченных за это время военных и полицейских явно переваливает за тысячу. Только в непосредственной близи от пенитенциарного центра их сотни.

Сами полицейские недоумевают от целей их нахождения в этом месте. «Понятно, что «Коротышка» уже далеко, ловить его здесь бессмысленно», — говорит на условиях анонимности один из стражей порядка, сопровождающий иностранных журналистов к месту побега.

В саму тюрьму посторонним хода нет, а вот к месту, где наркобарон поднялся на поверхность, прессу неохотно, но пускают. На месте работают эксперты генеральной прокуратуры, они скрупулезно изучают оставшиеся улики, которых немало.

Вся эта история началась практически одновременно с последним арестом самого разыскиваемого наркобарона Мексики и США Гусмана Лоэры в городе Масатлан в феврале 2014 года. Примерно тогда же был арендован земельный участок с видом на «Альтиплано» - по прямой до тюрьмы от него примерно 1,5 километра. Представитель группы генпрокуратуры Мексики, работающей на месте, пояснил РИА Новости, что уже через два месяца, в апреле 2014 года, на участке были возведены два строения — небольшой жилой дом и стоящий отдельно каменный гараж. Примечательно, что никаких разрешений на строительство арендаторы у местных властей не получали, хотя в Мексике это довольно распространенная практика в отдаленных от городов районах. Теперь федеральный центр проверяет и местные власти, и владельца земли, который сдавал участок в аренду.

«В каменном гараже никогда не зажигали свет — видимо, не хотели привлекать внимание», — рассказывает сотрудник прокуратуры. Зато под гаражом свет горел всегда — в течение долгих месяцев команда из 6-8 человек ежедневно рыла грандиозный подземный ход в сторону «Альтиплано».

В целом подготовка к побегу была осуществлена на самом высоком уровне, отмечают эксперты. Такой уровень профессионализма и дата начала работ (сразу после ареста Коротышки) свидетельствуют о наличии у самого преступника и его окружения заранее подготовленных планов действий на случай провала и заключения Гусмана в ту или иную тюрьму. «Они не могли бы так быстро договориться об аренде участка, если бы заранее не продумали такой вариант и не присмотрели землю», — говорит работник генпрокуратуры.

В гараже находится люк, по которому человек попадает сначала в некий «предбанник» перед основным подземным ходом. Там брошены строительные материалы, а также стоит и до сих пор работает мощный электрогенератор, освещавший работы во всем 1,5-километровом туннеле.

Затем вниз уходит крутая лестница — примерно на 10 метров в глубину. Общая глубина залегания хода — в районе 13 метров. Спускаться по ней страшно: лестница явно строилась не на века, и главной ее задачей было обеспечить спуск рабочим и подъем главному «герою» действа — самому «Коротышке». Хрупкая лестница с задачей справилась.

Туннель проходит через разные типы земельных пород, поэтому ходить сейчас по нему разрешают всего на несколько десятков метров — полиция и эксперты опасаются возможных обвалов. Категорически противопоказан такой поход людям, страдающим клаустрофобией — слишком узок и низок ход. При этом туннель снабжен вентиляцией и мини-рельсами со стоящей на них дрезиной на мотоциклетном ходу. Скорее всего, именно на ней был доставлен от места побега к выходу «Коротышка», потому что пешком туннель преодолеть можно примерно за два часа, а тревога была объявлена буквально через несколько минут после побега.

«Конечно, у нас есть огромные подозрения в отношении работников самой тюрьмы», — говорит сотрудник генпрокуратуры. В первую очередь это касается служащего, отвечавшего в тот вечер за видеонаблюдение в камере «Коротышки». Не заметить его приготовлений к побегу было невозможно, тем более — самого факта исчезновения из камеры. Однако пока этого человека все равно предпочитают называть подозреваемым, так как его вина еще не доказана, хотя он и задержан, как и еще 21 сотрудник учреждения.

К тому же, строители туннеля прекрасно ориентировались внутри самой тюрьмы. «Их могли наводить про помощи специальных GPS-меток, а это также могли сделать только сотрудники «Альтиплано», — добавил работник прокуратуры.

Строители знали, что стальная ограда вокруг «Альтиплано» уходит в землю на глубину трех метров, и просто обошли ее снизу. Также им удалось почти ювелирно прорыть вертикальный ход от туннеля прямо до душевой кабины в камере наркобарона, что невозможно без точного ориентирования.

К одиноко стоящему в поле строению подходят две разбитые машинами и дождями дороги. До сих пор точно не установлено, по какой из них мог исчезнуть «Коротышка» сразу после побега, власти продолжают опросы и поиск возможных свидетелей. Не исключается версия использования мотоциклов, а некоторые местные жители утверждают, что слышали шум вертолета в районе девяти часов вечера 11 июля, когда и бежал наркобарон.

В любом случае меры по поиску «Коротышки» предприняты в 22 штатах Мексики, а также в сопредельной Гватемале, где у возглавляемого Гусманом картеля «Синалоа» особенно прочные позиции. Нынешнему правительству Мексики очень не хочется, чтобы о нем вспоминали не как о людях, при которых был пойман «Коротышка», а как о тех, при чьей власти он во второй раз сбежал. Первый побег 58-летнего наркобарона пришелся на 2001 год, когда Мексика намеревалась выдать его США после восьми лет своей тюрьмы. Тогда Гусман действовал прямолинейнее, подкупив охрану тюрьмы и сбежав в бельевом фургоне.