МОСКВА, 20 сен – РАПСИ. Минюст России выразил сожаление в связи с отказом коллегии Большой Палаты Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) пересмотреть решения по делу о захвате заложников в школе Беслана в 2004 году в заявлении, размещенном в среду на сайте ведомства.

«Минюст России сожалеет, что аргументы властей Российской Федерации о необходимости пересмотра постановления по делу «Тагаева и другие против России» (касающемуся обстоятельств захвата вооруженными террористами 1 сентября 2004 г. заложников в школе № 1 г. Беслана Северной Осетии) не были восприняты коллегией Большой Палаты в составе Председателя Европейского Суда по правам человека и судей, избранных от Армении, Германии, Украины и Черногории, которые принимали решение о наличии либо отсутствии оснований для передачи дела в Большую Палату ЕСПЧ», — отмечается в заявлении.

Как указывает Минюст, данное решение противоречит сложившейся практике ЕСПЧ в делах по схожим обстоятельствам в отношении других государств-членов Совета Европы и должно было классифицироваться как «явное применение в отношении России двойных стандартов при оценке Судом эффективности планирования и контроля спасательной операции, а также необходимости применения силы сотрудниками отрядов специального назначения в ходе проведения контртеррористической операции и освобождения заложников».

В заявлении отражена позиция Минюста, который настаивает на том, что обстоятельства трагедии «нуждались в более тщательном и взвешенном рассмотрении», особенно ввиду роста террористической угрозы и количества терактов в ряде стран Европы. Наряду с этим, оставление в силе решения ЕСПЧ создает возможности «манипулировать чувствами людей» со стороны «недобросовестных лиц», предлагающих защитить якобы нарушенные права жертв террористических нападений, а также затрудняет работу правоохранительных органов по предотвращению терактов.

Минюст констатировал, что по положениям европейской Конвенции о защите прав человека решение ЕСПЧ считается вступившим в силу, и у участников процесса не остается возможностей для совершения каких-либо иных действий.

Уполномоченный Российской Федерации при ЕСПЧ ходатайствовал о передаче в Большую палату суда дела «Тагаева и другие против РФ» по жалобе о нарушении прав пострадавших в результате теракта в Беслане в июне 2017 года.

В апреле 2017 года ЕСПЧ признал нарушение прав по семи жалобам в связи с терактом в Беслане и постановил выплатить в пользу пострадавших около трех миллионов евро в качестве компенсации и оплатить их расходы в размере 88 тысяч евро.

ЕСПЧ признал нарушение статьи 2 (право на жизнь) Европейской конвенции по правам человека, отметив, что власти располагали информацией о планируемом теракте, но не предприняли необходимые меры для его предотвращения. Кроме того, суд установил процессуальный аспект нарушения статьи 2, указав, что в ходе проведенного расследования вопрос о том, насколько обоснованным в сложившихся обстоятельствах было применение силы со стороны представителей власти, остался без ответа. Наконец, ЕСПЧ обратил внимание на серьезные недостатки в планировании и руководстве операцией по спасению заложников.

Тем не менее, двое судей ЕСПЧ — Дмитрий Дедов от РФ и Ханлар Гаджиев от Азербайджана — выразили особое мнение по делу, не согласившись с тем, что имело место нарушение статьи 2 Конвенции касательно обязательств властей по планированию и осуществлению контроля за операцией по освобождению заложников. По их заявлению, при принятии решения следовало учитывать все обстоятельства теракта, «исключительность ситуации», «огромное эмоциональное и психологическое давление», под которым оказались должные лица.

Теракт произошел 1 сентября 2004 года, когда около 30 боевиков захватили североосетинскую школу. В заложниках оказалось более тысячи человек, большинство из которых – дети, в том числе малолетние. Людей насильно удерживали в школе на протяжении трех дней. В результате теракта погибли 334 человека, 186 из них — дети.