МОСКВА, 24 апр – РАПСИ. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес решение в пользу жителей Карелии, которые не были уведомлены правоохранительными органами об убийстве своего сына, сообщается в опубликованном решении суда.

Как следует из материалов дела, сын заявителей был убит в Санкт-Петербурге 1 декабря 2005 года. 18 января 2006 года следователь по этому делу просила полицию установить личности родственников погибшего и пригласить их в прокуратуру в качестве потерпевших.

Тем не менее, всего неделю спустя, хотя поиски все еще продолжались, погибший был захоронен. В конце января следователь пришла к выводу о том, что найти родственников не представляется возможным и указала в качестве потерпевшего местного чиновника. Представители полиции также заявили о том, что оперативные меры успехом не увенчались.

В феврале 2006 года родители погибшего сами вышли на связь со следователем и заявили о своем намерении принять участие в разбирательстве. Однако спустя несколько дней следователь, несмотря на это уведомление, отправила дело в суд. Спустя какое-то время родители были все же привлечены к участию в судебном процессе. Им было разрешено эксгумировать останки сына и перезахоронить его в Беломорске.

Убийца был приговорен к шести годам заключения 6 июня 2006 года. В тот же день Приморский районный суд Санкт-Петербурга вынес частное постановление в отношении следователя по делу. Суд пришел к выводу о том, что предпринятые ею меры по поиску родственников убитого носили формалистский характер, так как из многих материалов дела можно было установить, что у погибшего есть родственники. Суд признал права родителей нарушенными и постановил органам прокуратуры обратить внимание на действия следователя.

В 2007 году заявители обращались в Генеральную Прокуратуру и Министерство Финансов, пытаясь получить финансовую компенсацию за моральный вред, причиненный им в результате неведения о судьбе сына, процедуры опознания его эксгумированных останков и невозможности должным образом его захоронить. В 2008 году Тверской суд Москвы отказал заявителям в иске, не усмотрев нарушения закона в действиях следователя. Позднее это решение было подтверждено Московским городским судом.

Заявители обратились в ЕСПЧ в ноябре 2008 года, утверждая, что власти нарушили статьи 6 (право на справедливое судебное разбирательство) и 13 (право на эффективное средство правовой защиты) Европейской конвенции по правам человека (Конвенции). Суд переквалифицировал это дело как возможное нарушение статьи 8 (право на уважение частной и семейной жизни).

Власти РФ утверждали, что поиски родственников были выполнены добросовестно, а родители погибшего не поддерживали с ним постоянной связи.

Суд в Страсбурге провел анализ российского законодательства и отметил, что там нет указаний на то, что власти должны в обязательном порядке уведомлять родственников погибших в результате уголовных преступлений.

В то же время ЕСПЧ обратил внимание на характер оперативных мер, предпринятых следствием. Изучив частное постановление Приморского районного суда, ЕСПЧ установил, что у властей было множество опций по нахождению родственников погибшего. Кроме того, решения о захоронении убитого и назначении чиновника в качестве потерпевшего были приняты, когда поиски еще продолжались. Исходя из этого, суд обозначил действия властей как недобросовестные.

Усмотрев в этом деле нарушение статьи 8 Конвенции, ЕСПЧ постановил выплатить пострадавшим почти 11 тысяч евро в качестве компенсации материального и нематериального вреда.