МОСКВА, 14 сен — РАПСИ, Олег Панфилов. Суд Европейского Союза в Люксембурге подтвердил законность санкций, наложенных на российский концерн "Алмаз-Антей" Советом ЕС, и ответил отказом на просьбу их отменить, следует из опубликованного решения суда.

"Алмаз-Антей" — концерн, специализирующийся на производстве техники военного, двойного и гражданского назначения, просил суд признать незаконными ограничения, введенные в 2014 году в связи с кризисом на Украине.

Согласно решению Совета ЕС, гражданам стран союза, помимо других ограничений, запрещено продавать товары и технологии лицам и компаниям из России, входящих в санкционный список, куда попал и "Алмаз-Антей" с отметкой "подконтрольное государству предприятие; оружие, снаряжение, научные исследования". Впоследствии санкции неоднократно продлевались.

Концерн обратился с жалобой в суд, отметив три ключевых обстоятельства.

Во-первых, "Алмаз-Антей" указал на фундаментальное нарушение своих прав, в том числе права на юридическую защиту. Как считает концерн, Совет ЕС был обязан указать конкретные причины для введения санкций в отношении конкретного субъекта. Кроме того, Совет не привел примеров деятельности компании, которая якобы способствовала дестабилизации ситуации на Украине и не смог представить необходимые доказательства в поддержку своего решения.

Во-вторых, "Алмаз-Антей" считает, что Совет ЕС допустил явную ошибку при оценке деятельности предприятия. Концерн отметил, что хотя он управляется Российской Федерацией — единственным владельцем ее акций, в то же время он остается независимым коммерческим предприятием. Как следует из решения суда, концерн заявил о том, что "не осуществлял отправок оружия сепаратистам на востоке Украины для дестабилизации ситуации на Украине".  

В-третьих, концерн указал на грубое нарушение принципа пропорциональности при вынесении решения Совета ЕС, так как включение его в список не отвечало заявленной цели введения санкций: "предотвращение дальнейшей дестабилизации Украины и следование Минским соглашениям".

Суд ЕС принял решение отказать "Алмаз-Антей" по всем пунктам и взыскать с него судебные издержки.

Как отметил суд, решение Совета не нарушило прав концерна. Согласно постановлению суда, при принятии решения Совета ЕС не было необходимости вдаваться в подробности всех фактов и тонкостей закона и было достаточно оценить контекст сложившейся ситуации.

"В частности, причины для принятия мер, негативно влияющих на человека, достаточны [достаточно обоснованы — прим. ред.], если эти меры были приняты в контексте, о котором знает этот человек и который позволяет ему понимать рамки принятых мер", — отметил суд.

"Исходя из политического контекста времени, когда были введены ограничения, и исходя из важности оборонного сектора в свете цели принятых мер: повышение цены действий Российской Федерации по нарушению территориальной целостности Украины <…> решение Совета ввести ограничения против предприятий этого [оборонного — прим. ред.] сектора могут быть легко поняты", — говорится в решении суда.

Кроме того, суд не усмотрел нарушения юридических прав "Алмаз-Антей", так как в 2015 году Совет предоставил концерну документы, на основании которых было принято решение, и предоставление этих документов само по себе достаточно для соблюдения прав заявителя на юридическую защиту. Тем самым оба аргумента первого пункта были отклонены.

При рассмотрении заявления об ошибочной оценке деятельности концерна суд отметил, что "Алмаз-Антей" был включен в список не потому, что он подконтролен российскому государству, а потому, что относится к оборонному сектору России, и в связи с этим отверг претензии по второму пункту жалобы.

"Цель ограничений не в наказании определенных предприятий за связь с ситуацией на Украине, а в наложении экономических санкций на Российскую Федерацию", — отметил суд, добавив, что в связи с этим обстоятельством принадлежность концерна государству не имела значения при принятии решения, а в расчет принималось значение оборонного сектора для экономики России.

По мнению суда, пропорциональность решения Совета отвечает трем основным требованиям.

Первое требование — соответствие закону. Суд отметил, что решение Совета соответствует законодательству Европейского Союза.

Второе требование — преследование общественных интересов. Как утверждает суд, "повышение цены действий Российской Федерации" не противоречит поддержке мира и международной безопасности — задачам дипломатической службы ЕС.

Третье требование — ограничение не должно быть чрезмерным. Суд счел, что ограничение экономической свободы "Алмаз-Антей" пропорционально отмеченным целям санкций.

Таким образом, суд принял решение отклонить и третий пункт жалобы.