МОСКВА, 23 окт — РАПСИ, Олег Панфилов. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал нарушение прав заявителей из Чечни, чьи родственники пропали без вести вскоре после их задержания неустановленными лицами в период с 2001 по 2005 год.

Суд объединил в два дела двадцать жалоб, поданных при схожих обстоятельствах. В большинстве случаев заявители рассказали о том, как военнослужащие или люди в военной форме проникали в дома, расположенные в деревнях Чеченской Республики, производили задержания их родственников и увозили их в неизвестном направлении. В других случаях задержания происходили на автотрассе. Все задержанные пропали без вести.

В 2005 году на берегу реки было найдено тело одного из пропавших, а в 2010 году останки другого жителя Чечни были найдены в лесу рядом с деревней, где он жил.

В результате обращения заявителей в правоохранительные органы были открыты уголовные дела по статье "похищение". В некоторых случаях расследование неоднократно прекращалось и возобновлялось и продолжается до сих пор. Родственники пропавших, недовольные отсутствием результатов расследования, направляли жалобы в ЕСПЧ в период с 2008 по 2012 год.

По мнению заявителей, власти России нарушили статью 2 (право на жизнь), статью 3 (запрет на пытки), статью 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) и в некоторых случаях также и статью 13 (право на эффективное средство правовой защиты) Европейской конвенции по правам человека.

В подтверждение своих аргументов, касающихся статьи 2, заявители утверждали, что похитители были без сомнения государственными служащими, что подтверждается доказательствами по этому делу. Также они отметили, что с учетом всех обстоятельств их родственников можно считать погибшими.

В свою очередь, представители России в суде указали на то, что жалобы построены лишь на предположениях о принадлежности похитителей к государственным силам, а гибель большинства пропавших до сих пор не была установлена. Кроме того, они просили суд рассматривать эти обвинения в контексте статьи 5, а не статьи 2.

Аргументируя свою позицию по статьям 3, 5 и 13, родственники пропавших отметили, что произошедшее нанесло им моральные страдания и что в некоторых случаях у них не было права на эффективное средство правовой защиты. Власти России не согласились с этими утверждениями и посчитали, что моральные страдания родственников пропавших не соответствуют критериям статьи 3 и что национальное законодательство предоставило возможность добиваться соблюдения своих прав.

В результате изучения жалоб по статье 2 и принимая во внимания возражения властей РФ, ЕСПЧ отметил, что "статья 5 накладывает на государство обязанность отслеживать местонахождение задержанных". Учитывая практику предыдущих разбирательств в суде, возможные нарушения статьи 5 в определенных обстоятельствах могут поднять вопрос и о нарушении статьи 2, если судом будет установлено, что пропавших можно считать погибшими, счел суд.

Исходя из обстоятельств дела, в частности прошедшего времени, суд пришел к выводу о том, что исчезнувшие жители Чечни действительно могут считаться погибшими, а грубое нарушение статьи 5 со стороны властей следует трактовать в контексте статьи 2. В связи с этим ЕСПЧ возложил на власти ответственность за гибель пропавших. Расследование похищений также было признано неудовлетворительным.

ЕСПЧ указал на то, что предыдущие судебные решения по таким делам неоднократно интерпретировали страдания родственников похищений как соответствующие критериям статье 3 и тем самым признал ее нарушение и в этом случае. Схожим образом суд удовлетворил и заявления по нарушениям статей 5 и 13.

Согласно решению суда, власти должны выплатить заявителям совокупно более 178 тысяч евро материального ущерба, 1,3 миллиона евро нематериального ущерба и 36 тысяч евро судебных издержек или в общей сложности более 1,5 миллиона евро.