МОСКВА, 10 янв — РАПСИ. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) постановил, что права супругов из Германии, пожаловавшихся на лишение их части родительских прав из-за отказа обучать детей в школьных учреждениях, не были нарушены.

Супружеская чета обратилась в Страсбургский суд еще в 2015 году. Заявители утверждали, что немецкие власти нарушили их права, обеспеченные статьей 8 (право на уважение частной и семейной жизни) Европейской конвенции о защите прав человека (Конвенции), лишив их части родительских прав, в частности, возможности самостоятельно определять место жительства своих детей, которые были принудительно изъяты из семьи и на три недели помещены в детский дом.

В ходе рассмотрения дела ЕСПЧ установил, что супруги, имевшие четырех детей, принципиально отвергали государственную систему школьного образования и желали дать им домашнее образование в нарушение требования об обязательном посещении школьных учреждений. Несмотря на несколько штрафов и открытие против них уголовного дела, супруги, признав эти постановления и выплатив назначенные суммы, тем не менее отказались менять свое решение.

Несколько правозащитных организаций, вмешавшихся в разбирательство в качестве третьей стороны, утверждали, что права родителей, наряду со статьей 8 Конвенции, были также гарантированы статьей 2 Протокола 1 (право на образование) к Конвенции, согласно которой родители могут обеспечивать своим детям такие образование и обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям.

Власти ФРГ, в свою очередь, настаивали, что отказ от обязательного посещения занятий в школьном учреждении, независимо от качества домашнего образования, в конечном итоге приведет к нарушению интересов детей. По мнению рассматривавшего дело супружеской четы суда, отсутствие опыта обучения в коллективе помешало бы им стать частью общества и получить такие социальные навыки, как толерантность, выработка активной жизненной позиции и умение отстаивать свои взгляды, идущие вразрез с мнением большинства. Суд также постановил, что в случае необходимости привод детей в школу может быть осуществлен принудительно.

Рассмотрев аргументы сторон, ЕСПЧ, с учетом своих прецедентных решений, пришел к выводу, что действия властей были предприняты в соответствии с законодательством ФРГ, преследовали законные цели, были надлежащими, достаточными и отвечали критерию необходимости в демократическом обществе.