МОСКВА, 12 мар — РАПСИ. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) пятью голосами против двух принял постановление, гласящее, что права гражданина Литвы, осужденного за «геноцид» в отношении литовских партизан, не были нарушены.

Как следует из постановления, заявитель 1931 года рождения в качестве сотрудника сначала Министерства государственной безопасности, а позже Комитета государственной безопасности СССР, являлся участником операции по задержанию двух деятелей «сопротивления советской власти» в Литве в 1956 году, один из которых был впоследствии приговорен к высшей мере наказания, а другая – к восьми годам заключения.

В 2015 году мужчина был признан виновным в геноциде, поскольку литовский суд счел участников сопротивления «представителями литовской нации» и «членами отдельной национальной и этнической группы», и осужден на пять лет лишения свободы. После апелляции срок заключения был снижен до пяти месяцев.

Заявитель утверждал, что литовские власти нарушили его права, гарантированные статьей 7 (Наказание исключительно на основании закона) Европейской конвенции о защите прав человека (Конвенции), поскольку его осуждение не основывалось на международном праве, а лишь на ретроактивном применении национального законодательства.

ЕСПЧ отклонил аргументы заявителя о том, что тот не нес ответственности за дальнейшую судьбу задержанных деятелей сопротивления, указав, что как сотрудник сил безопасности он должен был ее предвидеть.

В постановлении также содержится вывод о том, что решения литовских судов дали корректное определение роли участников сопротивления как защитников «национальной идентичности, культуры и национального самосознания литовской нации». Страсбургский суд согласился, что последние являлись существенной частью подлежащей защите национальной и этнической группы в определении Конвенции ООН о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 года.

Со своими особыми мнениями, расходящимися с принятым судейской коллегией решением, выступили судьи от Лихтенштейна и Румынии. За постановление проголосовали судьи от Украины, Португалии, Боснии и Герцеговины, Литвы и Венгрии.