МОСКВА, 16 мая — РАПСИ. Допущенные Советом Европейского союза нарушения при включении иранского Bank Tejarat в санкционные списки с января 2012 года по апрель 2015 года признаны незначительными, и компенсация банку не полагается, следует из постановления суда Европейского союза (ЕС) в Люксембурге.

Bank Tejarat изначально попал под санкции в середине июля 2010 года в связи с давлением на Иран из-за нарушения резолюции Совета Безопасности ООН касательно ядерной программы.

Впоследствии банк был повторно включен в санкционный список в начале 2012 года на новых основаниях. Согласно позиции Совета ЕС на тот момент, организация являлась государственным банком, оказывающим финансовую поддержку исследованиям и разработкам в области ядерных технологий, следует из постановления суда.

В апреле 2012 года банк подал заявление об исключении его из санкционных списков.

Суд ЕС аннулировал решение Совета ЕС в январе 2015 года, поскольку не было предоставлено достаточных доказательств того, что Bank Tejarat оказывает непосредственную поддержку иранским властям в области ядерных разработок. Соответственно, при включении организации в санкционные списки были допущены нарушения.

При этом исключение из санкционных списков было приостановлено на 2-месячный срок с возможным продлением для устранения допущенных нарушений.

В апреле 2015 года Совет ЕС в третий раз включил иранскую организацию в санкционные списки, устранив при этом изначальные нарушения. Заявление Bank Tejarat об отмене данного решения было отклонено судом, что подтвердило законность действий органов Евросоюза.

Банк обратился в суд ЕС в начале 2017 года, настаивая на выплате компенсации.

В свете аннулирования решения Совета ЕС от января 2015 года представители банка утверждали, что им был нанесен материальный и нематериальный ущерб в связи с включением и сохранением наименования банка в санкционных списках в период с 23 января 2012 года (даты повторного включения в списки) по 6 апреля 2015 года (за день до того, как банк был в третий раз включен в списки).

Позиция суда

Суд ЕС указал, что для возникновения ответственности за незаконные действия органов ЕС в соответствии с положением Договора о функционировании Союза (TFEU) должен быть соблюден ряд условий: значимое нарушение законодательства ЕС, установленный фактический ущерб и причинно-следственная связь между действиями органов ЕС и заявленным ущербом.

При этом комплексный характер этих условий подразумевает, что в случае невыполнения одного из этих условий заявление о возмещении ущерба должно быть отклонено.

Суд ЕС подчеркнул, что постановление об аннулировании решения Совета ЕС не является неопровержимым доказательством факта серьезного нарушения со стороны этого института.

Таким образом, допускаются незначительные нарушения со стороны европейских институтов в сложных для регулирования ситуациях, поскольку преследуется более широкая цель — поддержание мира и международной безопасности в соответствии с целями ЕС, отмечается в решении суда.

При этом суд ЕС напомнил, в апреле 2015 года Советом ЕС были предоставлены документальные свидетельства для включения иранской организации в санкционные списки, в том числе доказательства сотрудничества в реализации ядерной программы, начиная с 2010 года.

Исходя из этого, несмотря на отсутствие необходимых сведений при включении Bank Tejara в списки в январе 2012 года, последующее устранение причины аннулирования решения Совета ЕС позволяет признать нарушение незначительным.