МОСКВА, 29 мая — РАПСИ. Олег Дерипаска прокомментировал доказательную базу по санкциям в отношении его бизнеса, представленную Управлением по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC) по поданному российским предпринимателем иску к властям США.

OFAC 27 мая раскрыло список документов, на которых основывалось решение включить бизнес предпринимателя в данный санкционный список.

"Это плохо проработанный отчет, изобилующий ложными утверждениями и фактическими неточностями. Вызывает возмущение тот факт, что бюрократам OFAC не требуется убедительных доказательств, чтобы потворствовать личной мести, разрушая жизнь человека и его бизнес, подвергая риску сотни тысяч людей, включая рабочих и членов сообщества, а также инвесторов", — говорится в обнародованном в среду заявлении.

По мнению Дерипаски, OFAC пришло к выводу о необходимости введения санкций по двум основаниям: связь En+, "Русала" и "ЕвроСибЭнерго" с российскими государственными структурами и их деятельность в энергетическом секторе.

По первому основанию американские власти пришли к заключению, что алюминиевый завод Kombinat Aluminijuma Podgorica (KAP) в Черногории был приобретен принадлежащей бизнесмену УК "Союзметаллресурс" (SMR) по сомнительным причинам, из чего был сделан вывод о вмешательстве государственных структур РФ.

Но власти Черногории сами выступили с предложением инвестировать в предприятие с дальнейшим приобретением его части, поскольку на них произвела впечатление эффективная деятельность "Русала", указывается в заявлении.

Более того, приобретение черногорского предприятия состоялось после продолжительного и тщательного юридического и финансового аудита. Таким образом, OFAC не учитывало в своем расследовании экономический интерес бизнесмена, увидев основной мотив для сделки в политической плоскости.

Отдельно отмечается, что встреча представителей SMR с американцем Полом Манафортом была проведена с целью заключения соглашения, по которому последний должен был провести исследования социальной ситуации в Черногории, поскольку бизнесмен планировал инвестиции в предприятия на территории данной страны.

Касательно второго основания, в заявлении указывается, что "чиновники, работающие на OFAC либо крайне плохо информированы о деталях бизнеса г-на Дерипаски, либо сознательно решили игнорировать тот факт, что En+ не является по своей основной деятельности энергетической компанией".

По данным OFAC, участие бизнесмена на ВЭФ и АТЭС служит подтверждением его повышенного внимания к энергетическому сектору.

"Будучи крупным международным предпринимателем и приверженцем установления высоких экологических стандартов в алюминиевой промышленности, г-н Дерипаска прикладывал усилия, направленные исключительно на поддержку инициатив, связанных с изменением климата", — подчеркивается в заявлении бизнесмена.

OFAC также пришел к выводу, что юридическая фирма Endeavour способствовала получению бизнесменом американской визы.

Согласно позиции Дерипаски, во-первых, Endeavour оказывала общие юридические услуги, не выходящие за рамки американского законодательства, во-вторых, после проведенного аудита Минюст США сделал однозначное заявление, что юридическая фирма не работала в интересах Российской Федерации.

"Endeavour Group была не единственной американской компанией, консультировавшей г-на Дерипаску в течение последних 20 лет, но по какой-то причине она является единственной, упомянутой в отчете OFAC, что, в свою очередь, свидетельствует о намеренных искажениях для обоснования претензий к бизнесмену", — указывается в заявлении.

Наконец, En+ провел IPO без каких-либо возражений со стороны многих международных организаций, в том числе банков Bank of America, Merrill Lynch, Citigroup Global, Markets, JP Morgan Securities и целого ряда юридических фирм. Данное обстоятельство, по мнению бизнесмена, говорит об отсутствии незаконной подоплеки в действиях его компаний.

"Американские законы очень четко определяют возможные причины введения санкций и не оставляют места для неправильного толкования. Утверждения, перечисленные в данных OFAC, должны были быть проверены на соответствие данным требованиям. Мы считаем, что ни одно из выдвинутых утверждений не соответствует закону, что означает, что OFAC проигнорировало основной принцип американской правовой системы — презумпцию невиновности — и не имело никаких правовых оснований для подобного рода действий", — говорится в заявлении.

Компании Дерипаски: En+, "Русал" и "ЕвроСибЭнерго" попали под санкции в апреле 2018 года из-за обвинений в адрес России в связи с ситуацией вокруг Крыма, заявлениями о якобы имевшем место вмешательстве Москвы в политические процессы в США, а также из-за поддержки официальных сирийских властей.

Однако в январе 2019 года, после масштабной реструктуризации и изменений в корпоративном управлении трех компаний, Минфин США объявил их исключении из санкционного списка. При этом Дерипаска остался под санкциями, указывалось на сайте ведомства.

Впоследствии, в марте этого года, бизнесмен подал в суд в Вашингтоне на Минфин США и его главу Стивена Мнучина. В иске он заявил, что стал "последней жертвой" политической борьбы в США из-за предполагаемого вмешательства России в выборы президента в 2016 году, сообщало издание Financial Times.