МОСКВА, 18 июл — РАПСИ. Власти Греции не провели надлежащее расследование для защиты прав трех гражданок РФ, принужденных к занятию проституцией, следует из постановления Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).

Суть дела

Полиция города Салоники в ходе профилактического обхода в сентябре 2003 года задержала одну из заявительниц за незаконное занятие проституцией. При этом гражданка России настаивала, что ее принудили к работе в данной сфере. Тогда же две других заявительницы обратились в правоохранительные органы Эрмуполиса, утверждая, что они стали «жертвами торговли людьми», по факту чего была начата доследственная проверка.

По первому обращению в следующем месяце были возбуждены уголовные дела против трех человек. Апелляционный суд Салоник в 2011 году приговорил двух из них к лишению свободы сроком на пять лет и десять месяцев за сговор с целью получения доходов от преступной деятельности и организацию занятия проституцией другими лицами.

По второму заявлению также были заведены уголовные дела в отношении трех лиц. В марте 2010 года суд Афин приговорил двух человек к тюремному заключению за подделку документов. Однако впоследствии Апелляционный уголовный суд Афин пересмотрел это решение и оправдал осужденных.

Отдельное разбирательство было открыто в мае 2005 года после обращения заявительниц в прокуратуру Греции в связи с предполагаемым соучастием трех сотрудников консульства Греции в Москве в преступном сговоре. Тем не менее в феврале 2016 года производство было прекращено в связи с истечением срока давности по инкриминируемым им статьям.

Таким образом, российские гражданки обратились в Страсбургский суд 28 июня 2010 года, утверждая, что они были доставлены на территорию Греции в период с июня по октябрь 2003 года в целях сексуальной эксплуатации и стали «жертвами торговли людьми». При этом они обвинили сотрудников греческого консульства в Москве в содействии преступлению, поскольку в документах, использованных для получения виз, содержалась ложная информация.

Ссылаясь на статью 4 (запрещение рабства и принудительного труда) Европейской конвенции по правам человека, женщины жаловались на то, что греческие власти не выполнили должным образом свои обязательства по криминализации и преследованию за преступление, связанное с торговлей людьми, а судебный процесс изобиловал нарушениями процессуального характера.

Позиция суда

ЕСПЧ установил, что на момент совершения преступления нормы Уголовного кодекса Греции не позволяли надлежащим образом квалифицировать подобные деяния. В частности, торговля людьми в целях сексуальной эксплуатации не выделялась как отдельное уголовное преступление.

В контексте данного разбирательства, по мнению Страсбургского суда, этот недостаток проявился в том, что тяжесть нарушения прав заявителей была квалифицирована правоохранительными органами ненадлежащим образом. Данное обстоятельство повлекло за собой снижение срока исковой давности с последующим прекращением уголовного дела в отношении двух подозреваемых.

Таким образом, суд установил нарушение 4 статьи Конвенции.

ЕСПЧ отметил, что власти Греции не провели эффективного расследования с должным уровнем усердия для защиты прав заявительниц. В частности, ряд уголовных процессов длился более девяти лет, что нарушает процессуальное требование разумного срока, поскольку не было установлено ситуации, препятствующей всесторонне установить обстоятельства дела в более короткие сроки.

Учитывая серьезность утверждений гражданок России и тот факт, что они обвинили должностных лиц в причастности к сетям, занимающимся торговлей людьми, власти Греции были обязаны действовать с особой тщательностью, чтобы развеять сомнения относительно невиновности государственных служащих, указывает ЕСПЧ.

Однако, исходя из информации о сроках предварительного расследования и отчетах о действиях прокуратуры, Страсбургский суд установил, что имело место нарушение процессуального аспекта статьи 4, поскольку две заявительницы не были вовлечены в расследование в той степени, которая требуется в рамках этого положения.