МОСКВА, 3 сен - РАПСИ. Россия полностью выполнила 12 рекомендаций по повышению прозрачности финансирования политических партий и криминализации коррупции, рекомендованных Группой государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО), следует из обнародованного организацией документа в рамках четвертого раунда мониторинга.

При этом ГРЕКО «с сожалением констатирует отсутствие» какого-либо дальнейшего прогресса по оставшимся девяти рекомендациям, которые остаются выполненными частично.

Среди прочего указывается, что в целом был предпринят ряд системных шагов для повышения прозрачности финансирования политических партий. Так, в ряд федеральных законов внесены соответствующие поправки, благодаря которым наблюдается повышение транспарентности в области финансирования партий из различных источников, таких как членские взносы и займы, а также детально определены требования о независимой проверке счетов, усовершенствованы функции контроля над партийным финансированием, за избирательными комиссиями и установлен единый предельный размер вступительного членского взноса и пожертвования партии от одного физического лица.

Кроме того, был пересмотрен Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдумах граждан Российской Федерации» и ряд других избирательных актов с целью устранения несоответствий.

Наряду с этим благодаря поправкам в Кодексе об административных правонарушениях был детально обозначен список правонарушений, за совершение которых предусмотрены санкции, а также значительно увеличился штраф за нарушения правил финансирования избирательных кампаний и расширился список партийных служащих, на которых распространяется административная ответственность.

Наконец, ЦИК имплементировала требования в бланки партийных счетов, снизила риск обхода правил раскрытия информации и отменила ряд более неактуальных нормативных актов.

Что касается криминализации преступных деяний, ГРЕКО отметила отсутствие видимого прогресса для полного выполнения 6 из 9 «проблемных» рекомендаций.

Так, организация настаивала на криминализации подкупа национальных и иностранных третейских судей; введении понятия предложения, обещания и просьбы о предоставлении преимущества и принятия предложения или обещания об активном и пассивном подкупе; расширении сферы действия положений о взяточничестве Уголовного кодекса, чтобы они однозначно охватывали любую форму неправомерного преимущества и увеличении минимального двухлетнего срока давности за совершение подкупа, предусмотренного статьями 291 и 184 Уголовного кодекса РФ.

Ряд законотворческих инициатив, предоставленных в Государственную Думу еще в июле 2017 года, до сих пор находятся на стадии рассмотрения, несмотря на заявление властей РФ о наличие политической поддержки со стороны президента страны и указаний профильным ведомствам о приведении внутреннего законодательства в соответствие с рекомендациями, отмечается в документе.

Как указывает ГРЕКО, в Уголовный кодекс РФ были внесены поправки с целью устранения ряда законодательных лакун, но для окончательного признания рекомендаций полностью выполненными необходимо принятие еще ряда мер.

ГРЕКО призывает Россию «обеспечить завершение законодательного процесса без промедления и гарантировать полное принятие во внимание ее рекомендаций и конкретных замечаний по проектам».

Первый оценочный доклад по России с 21 рекомендацией был принят на 54-й пленарной сессии в 2012 году. В отчете об исполнении рекомендаций от 2014 года говорилось, что Россия полностью выполнила лишь 3 рекомендации, в то время как 12 рекомендаций были выполнены частично, 6 не были выполнены в принципе.

Согласно второму отчету об исполнении рекомендаций от 2016 года Россия полностью выполнила 11 рекомендаций, в то время как 10 из них признавались выполненными частично.

Основой для настоящего второго дополнения ко второму отчету выступила представленная российскими органами власти 26 декабря 2018 года информация о мерах, принятых на тот момент для выполнения оставшихся рекомендаций.