МОСКВА, 26 мар — РАПСИ. Властям Украины удалось выполнить удовлетворительным образом лишь 5 из 31 рекомендации по предотвращению коррупции среди депутатов, судей и прокуроров, предложенных Группой государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) в 2017 году.

Что касается остальных рекомендаций, Киев частично реализовал 15 из них, в то время как еще 11 до сих пор не нашли какого-либо отражения в национальном законодательстве Украины.

В этой связи ГРЕКО выразила серьёзную обеспокоенность ситуацией, предложив национальным властям до 30 июня 2021 года представить в организацию информацию об предпринимаемых шагах по выполнению оставшихся рекомендаций.

Наряду с этим эксперты поприветствовали недавние законодательные новеллы, снизившие давление на гражданских активистов, повысившие защиту осведомителей и учредившие Высший антикоррупционный суд Украины.

Аналогичным образом в организации были восприняты поправки в закон «О Национальном антикоррупционном бюро Украины», установившие основания для увольнения директора бюро за коррупционное или связанное с коррупцией правонарушение.

Однако, как напомнили эксперты национальным властям, «усилия по борьбе с коррупцией выражаются не столько в принятии законов или создании институтов, сколько по большей части в эффективной их реализации [на практике — прим.ред.]».

В частности, как подчеркивается в документе, Киеву следует надлежащим образом обеспечить на практике независимость и беспристрастность недавно введенных антикоррупционных механизмов для достижения изначально заложенной цели и выполнения задач.

Отдельного внимания ГРЕКО заслужила набирающая обороты в Верховной Раде (однопалатный парламент Украины) практика принятия законов в рамках ускоренной процедуры. Эксперты отметили, что это оказывает негативное влияние на проведение необходимых в демократическом обществе общественных дискуссий и консультаций касательно предлагаемых изменений.

В вопросе повышения прозрачности парламентской деятельности ГРЕКО не обнаружила существенного прогресса. В документе указывается, что до сих пор не принят кодекс поведения депутата Верховной Рады, а допустимые рамки ведения ими предпринимательской деятельности слишком широки и позволяют обходить существующие ограничения.

Также у ГРЕКО вызывал вопросы законопроект о снятии депутатской неприкосновенности от декабря 2019 года. Эксперты отметили прогрессивный характер новеллы, однако существующий механизм ее реализации отличается высоким количеством коррупциогенных факторов.

Что касается судей, в ГРЕКО с сожалением констатируют, что принятие закона о реформе судебной системы Украины в октябре 2019 прошло без надлежащего обоснования включенных в него положений и широкого обсуждения при участии всех заинтересованных сторон.

В частности, крайне важно, по мнению экспертов ГРЕКО, создать условиях, чтобы новая институциональная конфигурация гарантировала независимость судей и защищала их от политического давления.

Наконец, в организации призвали обеспечить всеобъемлющее и независимое наблюдение за процедурой оценки соответствия действующих прокуроров критериям профессиональной компетентности, добропорядочности и профессиональной этики, начатой в сентябре 2019 года после принятия поправок в закон «О прокуратуре». ГРЕКО выразила обеспокоенность, что сегодня определение состава и порядок функционирования соответствующих комиссии передано в ведение Генерального прокурора.